У чешского художника Йозефа Лады счастливая творческая судьба. Он известен во всем мире как иллюстратор Ярослава Гашека, как «второй отец» незабвенного солдата Швейка. У его искусства два главных истока: стихия народного творчества и чудом сохраненные Ладой непосредственность, искренность и острота детского восприятия. «Я родом из детства»— мог бы сказать он о себе с большим правом, чем кто-либо другой. Лада — добрый и веселый художник. Девиз его творчества — чешская пословица «Веселье — половина здоровья».
Ладе не пришлось получить систематического, законченного профессионального образования. Его заменили природная одаренность, наблюдательность, трудолюбие, практический опыт. Благодаря им Лада стал художником высокого профессионального мастерства, оставил свой неповторимый след в национальной культуре, подняв некоторые ее отрасли на новую, более высокую ступень (книжную иллюстрацию, оформление детской книги, кукольные мультфильмы).
Родился Лада в селе Грусицы, недалеко от Праги, и образ его родной деревни, с рекой, петляющей среди полей, костелом с колокольней на горе и зубчатой стеной леса за горою, ожил потом в его рисунках и акварелях.
После школы, в 14 лет, он попадает в Прагу, в ученье к маляру, потом, в 1902 году — к переплетчику, где, собственно, и начались его «университеты». Здесь он знакомится с искусством оформления книги, с рисунками известных художников в сатирических журналах («Симплициссимусе» и др.), одновременно в течение трех лет учится рисованию на курсах при художественно - промышленном училище и на первом курсе училища (1904—1907 гг.).
Несмотря на то, что занятия пришлось прервать, Лада рано становится на ноги в искусстве: ему было 17 лет, когда первые его рисунки напечатали в журнале («Май»), 19 — когда появились первые иллюстрированные им книги («Сказка о Гонзичке и златовласой Изоле» Я. Гавличка), а в 20 с небольшим он стал фактически руководить новым сатирическим журналом «Карикатура», сблизился со многими художниками и писателями, стал активно сотрудничать во многих чешских и иностранных газетах и журналах. Вскоре у него выработался свой оригинальный графический язык — лаконичный, смелый и простой. С этих пор и, собственно, до самого конца он рисует в плоскостной манере, без светотеневой проработки, отводя главную роль контурной линии, твердой и четкой, упруго замыкающей форму, выразительно передающей пропорции, движение и характер, шаржированно и правдиво одновременно.
В 20—30-х годах Лада занимается параллельно тремя областями графики: бытовой и политической карикатурой в газетах и журналах, иллюстрированием произведений чешских писателей, а также созданием и оформлением детских книг. Сатирические журнальные рисунки Лады, меткие, живые и очень смешные, позднее были изданы несколькими отдельными сборниками («Веселые рисунки Лады» и др.), составляя как бы хронику чешской жизни тех лет. Что касается детской книги, здесь Лада занял особое положение, став не только выдающимся иллюстратором огромного числа книг, но и составителем текстов, а позднее и прекрасным детским писателем. Созданные им книги («Моя азбука», «Каламайка», четыре книги о коте Микеше, «О хитрой куме-лисе», «Страшилища и водяные», вплоть до вышедших уже после второй мировой войны «Озорных сказок») приобрели широчайшую популярность. В них с особой силой проявилась глубоко фольклорная основа дарования Лады. Все они связаны с народными сказками, считалками, пословицами, а иллюстрации к ним, праздничные и яркие, полные добродушного веселья и лукавого юмора, своей декоративностью, плоскостностью, подчеркнутым контуром, сочетанием немногих локальных тонов и орнаментальными мотивами заставляют вспомнить традиции лубка, народной резьбы по дереву, вышивки и керамической росписи. Сугубо бытовая и современная трактовка традиционных сказочных сюжетов придает особое, забавное и озорное очарование детским книгам Лады, а повторение в разных книгах некоторых удачно найденных образов и деталей, как рефрен песни, усиливает выразительность его рисунков и снова напоминает о народных истоках его искусства. Признанная вершина творчества Лады — его иллюстрации к книгам Яр. Гашека и в первую очередь огромная серия (540 черно-белых и цветных рисунков) к роману «Похождения бравого солдата Швейка».
Этот блестящий сатирический роман нашел в Ладе столь талантливого и верного интерпретатора, что воссозданные художником герои романа в нашем сознании уже неотделимы от текста, их облик кажется нам единственно возможным и достоверным. Особая удача художника — сам Швейк, сияющий и нелепый, постоянно попадающий впросак и неизменно выходящий сухим из воды благодаря своему неунывающему нраву, добродушию и лукавой мудрости. Не менее высоким достижением Лады в области иллюстрации являются его рисунки, относящиеся уже к 40-м годам, к произведениям классика чешской литературы XIX века К. Гавличка-Боровского («Крещение св. Владимира», «Тирольские элегии», «Стихотворения», особенно к первому из них — злой сатире на клерикализм и габсбургскую монархию).
1930-е годы — начало работы над сериями пейзажей чешской деревни (гуашь, акварель, темпера), которая затем продолжалась до самой смерти художника. Выполненные в самые тяжелые времена гитлеровской оккупации, они проникнуты живой и нежной любовью к родному краю, чувством патриотизма, выраженным с высоким художественным совершенством. Они близки к иллюстрациям сказок самого Лады и к народным картинкам, окрашены теплым лиризмом, трогают наивной поэтической прелестью. Особенно хороши и тонки по настроению зимние, «рождественские» пейзажи. Синие ранние сумерки на пустых улицах, ряды домов с характерно изгибающимися волютами на фронтонах, заснеженными крышами и янтарно светящимися окнами, черные ветви деревьев в морозном небе, забавные фигурки ряженых на маленькой деревенской площади или другая зимняя ночь, в крупных и редких хлопьях падающих снежинок, с уснувшими домами и единственным освещенным окном («Зимой в полночь») — вся эта волшебная и реальная страна мира и тишины увидена как бы широко открытыми глазами ребенка, впервые и остро ощутившего красоту того, что его окружает. Как и все остальное, созданное Ладой, его работы в театре связаны с традициями народного творчества. Они пленяют красочностью, юмором, душевным весельем («Волынщик из Стракониц» К. Тыла, 1930; «Проданная невеста» Б. Сметаны, 1936; «Черт и Кача» А. Дворжака, 1952; несколько сказок для детей и др.). В 40-е годы Лада много работает как писатель, пишет книгу воспоминаний «Хроника моей жизни» (1942), сердечную и образную.
После войны он с увлечением занялся мультипликацией, поставил несколько мультфильмов, некоторые из них — совместно с замечательным мастером рисованного и кукольного фильма Иржи Трнкой («Считалка», «Поговорки», «Черт и Кача» по сказке Б. Немцовой и др.). По рисункам Лады И. Трнка создает кукольный фильм «Похождения бравого солдата Швейка», с успехом прошедший по экранам мира (1954).
В 1947 году Ладе присвоено звание народного художника.
Он работает до конца жизни. Можно удивляться богатству того, что он оставил после себя. Сейчас, через четверть века после его смерти, искусство Лады, радостное и человечное, живо в книгах, которые он написал и украсил, в его пейзажах, в маленьких открытках, разошедшихся по всей стране, на театре, в творчестве молодых художников, продолжающих его традиции.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.