Александра Александровича Осмеркина называли «рыцарем живописи». Действительно, он был живописцем по самой сути своего творческого метода, мастером станковой картины, прежде всего. И в своем творчестве, и в своей долгой и плодотворной педагогической работе он бескомпромиссно отстаивал классические основы искусства живописи, великую живописную традицию.
А. А. Осмеркин родился в Елисаветграде (ныне Кировоград) в семье землемера. Большое влияние на будущего художника оказал его дядя архитектор Я. В. Паученко, в доме которого, как вспоминал сам Осмеркин, «была атмосфера искусства». В детстве Осмеркин не только рисовал, но и участвовал в любительских спектаклях. В детские же годы определилась одна из важнейших в его жизни привязанностей — необыкновенная любовь к Пушкину.
В 1911 году Осмеркин поступил в Киевское художественное училище; однако, не удовлетворенный характером преподавания, уже в скором времени он стал искать себе других учителей. Он явно увлекается Врубелем, которого открыл для себя еще в детстве, приглядывается к новым течениям в современном искусстве. В 1913 году Осмеркин переезжает в Москву и поступает в студию И. И. Машкова, одного из основателей общества художников «Бубновый валет». Этот шаг во многом определил дальнейший путь Осмеркина — недаром он впоследствии называл себя «кровным сыном «Бубнового валета». Осмеркин связал свою судьбу с группой художников, целеустремленно развивавших линию живописного мастерства, возрождавших, порой в парадоксальной форме, высокие принципы живописи, утрачиваемые салонным искусством и стилизаторами разного толка. Наряду с Машковым в «Бубновый валет» входили такие замечательные мастера, как П. П. Кончаловский,
A. В. Лентулов, А. В. Куприн, B. В. Рождественский, Р. Р. Фальк. Осмеркин сумел увидеть за скандальной славой «русских сезаннистов», за эпатирующей вывеской «Бубнового валета» серьезную профессиональную работу, убедительную «концепцию живописной формы». «Здесь живописное ощущение мира,— вспоминал Осмеркин,— не заслонялось чуждой мне графичностью и не подавлялось гнетом литературного эпизода. Благодаря этой живописи как-то сразу и сильно сократилось расстояние, отделявшее меня от освоения цвета, т. е. от самого сложного средства на пути к овладению живописью. Вместе с тем четко обозначилось начало той прочной связи с французской живописной культурой, которая раскрывалась выставкой «Бубнового валета» тем убедительнее, чем задорнее и «скандальнее» были демонстративные ее воплощения в первых работах». Занятия у Машкова были для Осмеркина практическим приобщением к школе — к московской живописной традиции в ее бубнововалетском варианте. «Университетами» для него, по его словам, стали галереи Щукина и Морозова — знаменитые московские собрания новой французской живописи.
Уже на рубеже десятых — двадцатых годов Осмеркин — заметная фигура среди «русских сезаннистов». Его живопись привлекает критику «строгим чувством формы», тонкостью колорита, напряженностью образов. Увлечение кубизмом не заслоняет от него натуру, а наоборот, позволяет обостренно видеть и передавать ее. «Знаменем тогда для меня был кубизм, но и тогда он имел уклон не беспредметный»,— вспоминал впоследствии художник. Недаром так органичен был у него поворот к реализму в двадцатые годы. Его
острое чувство современности, окрасившее даже кубистические натюрморты и портреты, сказалось и в его интересе к тематической композиции на современный сюжет, хотя в решении такой задачи метод преимущественной работы с натуры, характерный для группы «Московские живописцы» (это имя бывшие бубнововалетцы приняли в 1925 году), рождал особые сложности. Тем не менее, осмеркинские «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927) и «Коммунистическое пополнение 1919 года» (1928— 1929) стали классикой советской исторической картины.
Еще в 1918 году началась педагогическая деятельность Осмеркина. Он был ассистентом П. П. Кончаловского в Государственных свободных художественных мастерских, преподавателем и профессором Вхутемаса и Вхутеина.
В 1932 году Осмеркин был приглашен в новый художественный вуз — реформированную Академию художеств в Ленинграде. С 1937 года он параллельно с работой в Академии стал профессором Московского художественного института (ныне им. В. И. Сурикова). Среди его учеников — многие видные мастера современного советского искусства.
В разные годы жизни Осмеркину случалось также работать в театре (наиболее важная из его работ в этой области — оформление юбилейного пушкинского спектакля в Большом Драматическом театре им. М. Горького в Ленинграде, 1937) и в монументальном искусстве (панно, украшавшие Москву в дни празднования первой годовщины Октябрьской революции).
Отдавая должное тематическим картинам и портретам Осмеркина (например, таким шедеврам, как «Портрет художника М. Н. Аветова», 1924; «Портрет Е. Т. Барковой», 1925) —можно все же сказать, что ведущим жанром в его творчестве двадцатых—тридцатых годов был пейзаж. «Французские живописцы и русские поэты (Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин и др.) открыли мне глаза на русскую природу»,— говорит он в «Автобиографии». В 1928 году появилась серия пейзажей пушкинских мест. В 1927 году был написан прекрасный пейзаж «Мойка. Белая ночь», положивший начало многолетней работе Осмеркина над образом Ленинграда. «Местный колорит пейзажа сменил прежний формальный холодок»,— так оценивал сам художник изменения, происшедшие в его живописи к середине двадцатых годов. Он особенно увлечен был в это время барбизонцами и Курбе. В тридцатые годы пристальное внимание Осмеркина привлекают пейзажи А. Иванова. Среди осмеркинских работ этих лет необходимо назвать его замечательные крымские пейзажи, а также пейзажи с ветлами, написанные под Москвой. В пейзажной живописи особенно ярко проявился лирический характер дарования Осмеркина.
Новый перелом в его искусстве можно заметить в работах 1944— 1947 годов — конца войны и первых послевоенных лет. Серия пейзажей и натюрмортов, созданных в Загорске («Загорск. Шестой корпус», 1944; «Номер в гостинице. Загорск», 1946), пейзажи после-блокадного Ленинграда («Новая Голландия», 1945, например), женские портреты этих лет выделяются силой цвета, раскованностью живописи и яркостью образов.
В конце сороковых годов Осмеркин был вынужден оставить педагогическое поприще. Он целиком сосредоточивается на своих любимых жанрах: натюрморте, пейзаже, портрете. Тяжело больной, он создает холсты, исполненные оптимизма и острого чувства современной жизни. Можно смело сказать, что произведения Осмеркина последних лет его жизни — одна из самых прекрасных страниц в истории советской живописи сороковых — начала пятидесятых годов.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.