Своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги, Мстислав Валерианович Добужинский принадлежал к кругу деятелей «Мира искусства». В это творческое объединение, сложившееся в самом конце прошлого века, его привело ощущение, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.
Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров «Мира искусства» искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.
Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному «граду Петра», разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга — города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного,— фрагментами входят в картины Добужинского («Домик в Петербурге», «Старый домик» — обе 1905 года). Петербург поры его славы и расцвета, как камертон, задает художнику верную ноту, позволяющую ориентироваться в хаосе и разложении современного города, страшного, таинственного, мрачного и по-своему фантастичного. Художник подсматривает его глумливые гримасы, коллекционирует его скорее страшные, чем смешные, причуды («Окно парикмахерской», 1906; «Гримасы города», 1908). Гримасы — не просто метафора; здания, изгибы переулков способны к мимике. Этот город совсем не бездушен, но силы, одушевляющие его, демонически злы, враждебны человеку, в них воплощено и материализовано зло социальное. Во время революции 1905 года в одном из сатирических листов Добужинский как бы развертывает метафору города-человекоубийцы, создав трагический гротеск «Октябрьская идиллия». Выморочно безлюдный перекресток, на стене солидного угрюмого дома прямо под наклеенной листовкой пресловутого царского манифеста, расползлось, стекая на асфальт, кровавое пятно. На пустой панели потерянная галоша, очки, растоптанная кукла...
От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: «Город-спрут», «Безмолвие», создает цикл «Городские сны». Город-кровопийца убивает одних, из других высасывает жизнь, чувства, обращая их в манекены, марионетки («Окно парикмахерской»).
Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. В картине «Человек в очках» (1905—1906) изображен поэт и художественный критик К. А. Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст. Эрберг. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура, словно бы лишена третьего измерения, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек как бы экспонирован, помещенный между двумя стеклами — некий экземпляр причудливой фауны фантастического города — Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю еще один свой лик — смесь многоэтажного, многотрубного урбанизма и провинциальных задворок.
Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников — Брюсова, Блока, Верхарна. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту. В отличие от других мастеров «Мира искусства», с самого начала нашедших свою поэтику, свой стиль, сумму определенных приемов и лишь развивавших и варьировавших эти приемы, Добужинский был чуток ко всем новым явлениям искусства своего времени, к открытиям экспрессионистов, примитивистов, даже кубофутуристов.
У каждого из мастеров «Мира искусства» была своя заветная страница в истории культуры. Для Добужинского такой страницей был уклад и стиль России 30-х— 40-х годов XIX века — России гоголевской поры. Сформированный эпохой неоромантизма конца XIX века, художник органично впитал поэтику и стиль первоисточника — романтизма начала века. Но не случайно его привлекает поздний ампир, стиль «на излете» и поэтому уязвимый для иронии, утративший кристальную ясность и безупречность пропорций, содержащий как бы уже внутри самого себя неизбежность стилизации и самоиронии.
Чистая стихия светлой поэзии для Добужинского — сфера театра. Лучшие его достижения в этой области связаны с классическим русским репертуаром. На сцене Художественного театра Добужинский оформил «Месяц в деревне», тургеневский спектакль, постановку «Николай Ставрогин» по роману Достоевского «Бесы». Мир Достоевского стал притягательным для Добужинского еще с той юношеской поры, когда он пытался иллюстрировать «Преступление и наказание». В 1922 году он оформил отдельное издание повести «Белые ночи» — издание, ставшее одним из образцовых для русской книжной графики.
«Белые ночи» — самое лиричное создание Добужинского. Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ — мир почти романсовый.
Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляя андерсеновского «Свинопаса», лесковского «Тупейного художника», «Скупого рыцаря» Пушкина.
В 1924 году Добужинский уезжает в Литву, работает в качестве декоратора в вильнюсском театре.
Затем долгие годы живет в Европе, Америке. Десятки городов, калейдоскоп театров, сотни спектаклей — балеты, оперы, драмы.
В 1943 году Добужинский пишет либретто балета на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и декорации к нему, создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов — город на Неве, город, навсегда вошедший в творчество художника, владевший его воображением до смерти, настигшей почти восьмидесятилетнего мастера так далеко от России, в Нью-Йорке...
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.