Заслуженный деятель искусств РСФСР Иосиф Аронович Шпинель — архитектор, график, живописец, художник театра и в то же время — старейший мастер советского кинодекорационного искусства.
Сын учителя начальной школы в Белой Церкви, выросший в бедной и многодетной семье, Шпинель мечтал о живописи. Самоучкой он освоил основы рисунка и в 1910 году поступил в Киевское художественное училище на отделение архитектуры. В 1914 году Шпинель с отличием окончил его и был рекомендован для поступления в Академию художеств. Однако продолжить обучение не удалось из-за начавшейся первой империалистической войны. Шпинель работает помощником архитектора на строительстве церкви в Киеве и много занимается рисованием. В 1916 году его мобилизуют и направляют в запасный полк. В короткие минуты отдыха Шпинель делает карандашом портретные наброски со своих товарищей по полку. Сохранившиеся от той поры рисунки свидетельствуют о внимательном отношении автора к натуре, о стремлении выразить характер человека.
Октябрьская революция для Шпинеля стала началом его деятельности как художника. Он возвращается в Киев, по заданию ревкома пишет революционные плакаты и панно, оформляет агитпоезда.
Вступив в ряды Красной Армии, Шпинель использует свои знания строителя. Отряд, в который он был зачислен, занимался наведением мостов, сооружением укрытий и т. п. В дальнейшем это сочетание художественного и строительного профиля стало характерной особенностью работ Шпинеля. Впервые она проявилась, когда ему довелось оформлять несколько театральных спектаклей в Черкассах, где некоторое время находился на отдыхе его отряд.
В 1921 году, демобилизовавшись и приехав в Москву, будущий художник поступил во Вхутемас на архитектурный факультет, но вскоре любовь к рисованию заставила его перейти на графический, где в то время преподавали такие прекрасные художники и педагоги, как В. Фаворский (гравюра), П. Митурич (рисунок), В. Фалилеев (литография), И. Нивинский (офорт). С особенным увлечением Шпинель занимался под руководством Фаворского, который помог раскрыться самым существенным сторонам его дарования: умению строить монументальную, строгую форму, сочетая ее с глубиной и человечностью содержания. Это сочетание будет отличать работы Шпинеля во всех областях его творчества — в графике, живописи, театре, кино.
Уже в годы учения художником созданы значительные произведения — большая многофигурная композиция «1905-й год» (совместно с М. Аксельродом), оформление книги А. Эфроса «Господин Вержере у Старицына», портрет А. Эфроса, композиция «Красноармеец» и другие. Дипломная работа Шпинеля — оформление книги А. Безыменского «Шахматы» (иллюстрации, заставки, концовки, обложка) — выдающийся образец книжной графики.
К моменту окончания Вхутемаса в 1926 году молодой график получил признание на международных и отечественных выставках, его работы были отмечены премиями и почетными дипломами, часто упоминались критикой. Однако в 1927 году в его творческой жизни произошел поворот: он принял приглашение от Одесской киностудии ВУФКУ оформить фильм, даже не предполагая, что отныне весь его дальнейший путь будет связан с киноискусством, что многие десятки фильмов будут созданы при его участии.
Пять лет художник работал на киностудиях Одессы и Киева, где в то время были сосредоточены значительные творческие силы. В тот период на студиях было создано немало выдающихся произведений, оставивших след в истории кино. Среди них — «Арсенал» (1929) и «Иван» (1932) А. Довженко, «Ночной извозчик» Тасина (1929), «Человек из местечка» Г. Рошаля (1930). Художником этих фильмов был Шпинель. Одновременно он оформил несколько театральных спектаклей и продолжал заниматься гравюрой.
Получив у кинематографистов представление о специфике нового для него вида искусства, Шпинель, в свою очередь, обогатил изобразительную культуру кино. Здесь пригодились его знания законов композиции, перспективы, светотени, умение пластически организовать пространство. Уже в те годы началась преподавательская деятельность художника в одесском кинотехникуме и Киевском киноинституте.
С 1932 года Шпинель работает в Москве. В содружестве с крупнейшими режиссерами он участвовал в постановке фильмов, многие из которых принесли советскому кино мировую славу. Это «Пышка» М. Ромма (1933), «Петербургская ночь» Г. Рошаля и В. Строевой (1932), «Зори Парижа» (1933) и «Семья Оппенгейм» (1934) Г. Рошаля. Особенно значительны были созданные художником декорации к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).
В годы Великой Отечественной войны художник работал в Алма-Ате на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). Среди работ тех лет — «Машенька» Ю. Райзмана (1942), «Парень из нашего города» А. Столпера (1942) и две серии фильма «Иван Грозный» С. Эйзенштейна (1943— 1945). Содружество с великим режиссером Шпинель считает самым ярким периодом своей жизни. К военным годам относится начало интенсивной работы Шпинеля в области станковой живописи — главным образом портрета. Он добивается тонкой психологической характеристики человека, точно и экономно используя цвет. Решение живописных задач помогло художнику работать над оформлением цветных фильмов. Это «Заговор обреченных» К. Калатозова (1950), создатели которого удостоены Государственной премии, трилогия «Хождение по мукам» (1957—1959) Г. Рошаля, «Судьба поэта» Б. Кимягарова (1959), «Суд сумасшедших» Г. Рошаля (1963), «Аппассионата» КХ Вышинского (1963), «Год, как жизнь» Г. Рошаля (1966).
Профессор художественного факультета ВГИКа, Шпинель воспитал несколько поколений мастеров, которые трудятся на всех киностудиях страны.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.