В ряду французских художников XV века, занимавшихся иллюстрированием книг, имя Жана Бурдишона хронологически стоит одним из последних.
Вторая половина века завершает собой период величайшего расцвета миниатюры, связанного с украшением романских и готических рукописей. С развитием книгопечатания миниатюру вытесняет гравюра. Художники продолжают создавать великолепные произведения, но уже утрачивают понимание специфики искусства украшения манускриптов. Мастера отдают теперь свои лучшие силы станковой картине. Миниатюра тоже превращается в своего рода самостоятельную картинку, чем нарушается цельность книжного организма.
Если говорить о качественной стороне искусства Бурдишона, то после непревзойденного Жана Фуке он «первый среди равных>. О жизни Бурдишона известно мало. Родился он и умер, вероятнее всего, в Туре, городе, с которым была связана большая часть жизни художника.
С 1484 года Бурдишон упоминается в документах как «королевский художник». Это свидетельствует не только о признании его высокого мастерства, но и о безусловной разносторонности. «Королевский художник» должен был обладать познаниями и умением в различных областях искусства от портретирования до того, что можно обозначить современным понятием дизайна, то есть проектирования костюмов и предметов королевского быта. Бурдишон, по всей вероятности, и был тем универсалом, в котором так нуждался королевский двор. К сожалению, из плодов его разносторонней деятельности мы знаем только монументальную роспись (двадцати лет от роду он участвовал в росписи замка Плесси-ле-Тур), портреты и миниатюры. В последних двух областях он был мастером высокого класса.
Туренец Жан Бурдишон продолжал традиции своего старшего современника и соотечественника Жана Фуке. Оба работали в Туре, городе, имевшем свои сильные, хотя и сравнительно новые живописные традиции. Этот город выдвинулся в число значительных художественных центров Франции во время Столетней войны, когда в результате английского нашествия вся активная жизнь страны как бы передвинулась на юг. В это же время в Бурже работает живописец Жан Коломб, а в Мулене — так называемый Муленскии мастер. Все эти художники — представители одной эпохи, одного стиля в искусстве, который называют Ренессансом.
Если в первой половине столетия старые готические и новые ренессансные черты порой не могли ужиться в одном произведении и не могли преодолеть друг друга, то теперь в искусстве Фуке и его последователей складывается подлинно новаторский стиль. В нем сливаются воедино традиции итальянского искусства, достижения старонидерландских художников и французские нововведения. Главное произведение Бурдишона из числа дошедших до нас так называемый Часослов Анны Бретанской, хранящийся в Национальной библиотеке в Париже. Он был создан мастером в начале XVI столетия, видимо, в 1500— 1507 годах.
Для французской миниатюры этого времени часослов представлял собой вполне сложившийся тип книги. Он был рассчитан на личное пользование и не предназначался для церковной службы. Поэтому работа над часословом открывала перед художником широчайшее поле деятельности, свободное от литургических канонов. Бурдишон использует эту возможность и широко разрабатывает светскую тематику. При этом он сохраняет первоначальную функцию часослова — помощь в молитве вне церкви.
Часослов Анны Бретанской — произведение, в котором Бурдишон демонстрирует все свое мастерство. Он украшает книгу более чем пятьюдесятью сценами из Евангелия и «Золотой легенды», обрамляя их сложным орнаментом. Каждое изображение превращается у него в самостоятельную картину, которая с таким же успехом могла бы красоваться в интерьере королевской часовни или в алтаре церкви.
Следуя твердой традиции, мастер помещает в Часослове портрет самой Анны Бретанской в окружении ее святых патронов. Анна, молодая женщина в красивом наряде, стоит на коленях перед раскрытым молитвенником. Бурдишон с любовью выписывает каждую деталь одежды, украшений и также воспроизводит пейзаж.
Пейзажи Бурдишона привлекают своей реалистичностью и безыскусной простотой. Они придуманы художником и одновременно заимствованы у природы. Мастер правдиво передает световые эффекты, (например, ночное освещение и лунный свет), характеризует состояние природы (изображая, например, снежную метель), отмечает и другие явления, которые стали столь привлекательны для художников Ренессанса. Бурдишон с подлинно возрожденческим пафосом стремится к передаче глубины пространства. Не хуже итальянцев он владеет законами перспективы и умело их использует, как, например, в сцене «Рождества Христова».
Особый интерес представляют собой богатые орнаменты, которыми Бурдишон обрамляет тексты и миниатюры. Здесь встречаются различные растения, цветы и травы, изображение которых свидетельствует о незаурядной наблюдательности и ботанических познаниях художника. В этой «пестроте», подчиненной, впрочем, четкому ритму и плану, тут и там появляются фигурки людей, реальных и фантастических животных, геральдические знаки и гербы. Все это превращается в яркую и плотную декоративную поверхность, поражающую, прежде всего тонкостью живописного мастерства.
В миниатюрах Часослова Анны Бретанской сконцентрировались все интересы Жана Бурдишона в области живописи: он обращается и к портрету, и к пейзажу, и к религиозной тематике, по традиции объединяя их в одной миниатюре. Но художник обращался к ним и в станковой живописи. Сохранились портреты Анны Бретанской, Людовика XI, а также триптих «Мадонна с младенцем в окружении святых», принадлежащие его кисти. По своим живописным качествам эти картины не уступают миниатюрам.
Жан Бурдишон был последним миниатюристом Франции. Но все живописные приемы, выработанные многими поколениями художников-миниатюристов, не пропадают даром. Они находят свое применение в станковой живописи.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.