Рокуэлл Кент — представитель реалистического искусства США, последовательный борец за мир. Он неоднократно бывал в Советском Союзе; в 1957 году, в день своего 75-летия, он был избран Президентом американского комитета американо-советской дружбы. Рокуэлл Кент родился в Тэрритауне — маленьком городке недалеко от Нью-Йорка. Его молодость пришлась на начало нашего столетия, ознаменовавшегося большими переменами в американском искусстве. На рубеже XIX и XX веков в живописи США господствовало салонно-академическое искусство. В борьбе с ним сформировалось творческое объединение художников, стремившихся к правдивому изображению жизни. Во главе этого объединения, названного по числу участников «Восьмеркой», стоял один из ярких представителей раннего американского реализма — Роберт Генри. Он учился не только в Америке, но и в Париже в Академии художеств и в так называемой академии Жюльена, был в курсе последних открытий французской живописи. Не стремясь к подражанию, Генри, вернувшись в Америку, обратился к художникам с призывом: «пишите жизнь, а не искусство». Выставка, устроенная в 1908 году в Нью-Йорке Р. Генри и «Восьмеркой», на которой они показывали свои реалистические картины, вызвала бурю негодования критики и публики. За безыскусность сюжетов и неприкрашенность изображения жизни их прозвали «школой мусорных ведер». В этой обстановке острой борьбы складывались художественные взгляды молодого Кента, который учился в мастерской Р. Генри. Независимую жизнь он начал с того, что уехал на остров Монхеган, находящийся на севере, у берегов штата Мэн. Несколько лет он прожил там, среди рыбаков, деля с ними труд и заботы. Желание оказаться вдали от цивилизации, наедине с суровой дикой природой — черта чисто американского характера, унаследованная, наверное, от первых переселенцев, осваивавших бескрайние просторы Америки. «Труженики моря» называется одна из лучших картин, написанная Кентом в тот период. Противостояние человека и природы передано сочетанием масштабов — небольшой рыбацкой лодки на первом плане с огромным скалистым берегом, заслоняющим большую часть фона картины. Неприступность скал, суровость холодных волн, с которыми борется лодка, зеленовато-синее неласковое северное небо — все это передано художником скупо и убедительно, без ложной патетики, которая обычно сопутствовала воплощению подобных сюжетов в американской живописи. Живопись Кента не имела успеха в Америке, но художник не стремился сделать свое искусство угодным вкусу публики. Он зарабатывал на жизнь как график, проектировщик. Уход от цивилизованной жизни, путешествия, общение с природой все более обогащали духовный мир Кента, углубляли его уверенность в себе, в правильности выбранного нелегкого пути. В 1918 году, уже вместе с сыном, которому было тогда девять лет, Кент снова почти на целый год поселяется в суровых краях — на Лисьем острове, у берегов Аляски. Из своих путешествий художник привозит не только рисунки и картины, но и литературные произведения, полные философских размышлений о жизни, о судьбе человека. Художественное воображение часто уводило Кента в его литературном и отчасти изобразительном творчестве на путь создания символико-ассоциативных образов, то окутанных мистикой, то проникнутых экзальтацией. В дальнейшем, отказавшись от запутанности и изощренности вымышленных сюжетов, художник пришел к простоте и ясности. Каждая из его предельно ясных и лаконичных, «легко читаемых» картин несла в себе значительность содержания, была обобщенным образом поэтического восприятия природы и философских размышлений о ней.
Серия наиболее известных пейзажей Кента была создана им в результате поездок в Гренландию в 1929 и 1932 годах. Многие из этих картин хранятся в советских музеях. Пейзаж «Ноябрь в Северной Гренландии», принадлежащий Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, изображает берег моря, где можно видеть эскимосов и их жилища, и само море с плывущими льдинами. Композиция, как и в большинстве подобных картин Кента, статична, в ней господствуют горизонтали — узкая полоса берега на первом плане, затем полоса моря, затем — небо. Резкие остроугольные очертания ледяных глыб вносят в картину элемент драматизма. Тишина и спокойствие в этом залитом ровным холодным светом пейзаже оказываются обманчивыми, под маской безмолвия скрыта напряженная жизнь сурового края, где человек сталкивается с могучими и опасными силами стихии. Вера в торжество человека, в его силы и разум, пронизывающая живопись Кента, составляет ее гуманистический пафос. Многие из современных ему американских художников утратили эту веру, представители разных течений модернизма отказывались вообще от изображения человека и окружающего мира, их картины — свидетельство крушения идеалов, распада творческой личности.
Во второй половине творческого пути Кент много и плодотворно работает как график. Наиболее известные серии его рисунков к «Кандиду» Вольтера, «Моби Дику» Мелвилла, к «Листьям травы» Уитмена, к произведениям Гете, Шекспира, Пушкина. Графика — один из самых прогрессивных видов искусства XX века, и листы Кента можно поставить в один ряд с работами Мазереля, Мендеса, Ганса Эрни.
В литографии «Вершина» (1928) художник с поистине скульптурной пластичностью вылепил фигуру юноши, взобравшегося на скалу. Образ молодого человека выражает ощущение достигнутой победы, веры в себя. Кент создавал и политические произведения: плакаты в защиту республиканской Испании, сатирические рисунки, разоблачающие германский фашизм. Художник прожил долгую жизнь, она отражена в написанной и иллюстрированной им автобиографической повести «Это я, господи!»— в этой книге раскрываются сразу три таланта, которыми обладал художник: талант рисовать, талант писать и главное — талант жить. Это духовное богатство и цельность личности Рокуэлла Кента делают его одним из важнейших представителей прогрессивного искусства XX века.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.