Роль Шимона Холлоши — одного из известнейших венгерских художников — в развитии национального искусства его родины очень значительна. Однако обстоятельства сложились так, что по оставшемуся от него творческому наследию ныне трудно по справедливости оценить то, что им сделано. Наследие Холлоши вообще сравнительно невелико. Его педагогическая деятельность, начавшаяся сразу после получения им образования и продолжавшаяся всю жизнь художника, оставляла ему мало времени для личного творчества. Широкая известность Холлоши до сих пор зиждется, собственно, на одной, очень ранней его картине. Самый значительный и глубокий его труд — монументальное полотно «Марш Ракоци»— остался незаконченным. Большая часть его произведений рассеяна по частным собраниям Венгрии и Америки. Многие работы художника являются как бы вехами, указывающими направление творческих поисков, увлекавших его все новых и все более сложных художественных задач.
И все же эта фигура, стоящая на рубеже двух веков, вызывает удивление своей впечатляющей силой. Холлоши — талантливый живописец, одаренный педагог, темпераментный, беспокойный, ищущий художник, увлекший за собой целое поколение в искусстве своей страны на путь искренности и правды.
Родился Холлоши в Марамароше (ныне Марамуреш, Румынская Народная Республика), учился в Будапеште, в Школе натурного рисунка, затем в Мюнхенской Академии художеств (1878— 1882). Учителями его были Л. Габль и О. Зейтц, последователи главы немецкого академизма Карла Пилоти, в свое время непререкаемого законодателя исторической живописи для всей Западной Европы, «баварского Делароша». Каждый из них внес нечто в формирование творческой личности Холлоши: Габль своим интересом к мотивам национально-освободительной борьбы, Зейтц — увлечением небольшими жанрами в духе «малых голландцев», разработкой проблем световоздушной среды в интерьере. Но главными учителями были великие мастера прошлого (Гольбейн, Леонардо, Рембрандт) и такие современные мастера, как Э. Мане, В. Лейбль и особенно Ж. Бастьен-Лепаж, который увлек тогда очень многих своими живописными исканиями и поэзией правды, уважением к человеку труда.
По-видимому, не от школы, вполне академической, как и не от семьи, вполне буржуазной, досталась Холлоши социальная чуткость, присущая ему как художнику, и в этом угадывается верность духу 1848 года и национальному самосознанию венгров, подавлявшемуся габсбургской монархией, чувствуется дыхание приближающихся новых социальных потрясений.
Холлоши начал с бытового жанра и начал блестяще. Одна из первых его картин по окончании Академии — «Чистка кукурузы» (1885) привлекла к нему всеобщее внимание в Мюнхене и Будапеште. Ни в одной другой работе художника нет такого полного воплощения замысла, такого равновесия нескольких разных сторон его творческой личности: кровного интереса к национальной теме, к быту и людям деревни и стремления к обновлению живописного языка. Характерная сценка деревенских посиделок искрится полнотой жизни, непосредственностью и весельем, пленяет красотой живописи.
Этот успех, подкрепленный в следующие годы целой серией бытовых картин, продолживших линию искреннего и поэтического реализма («Добрый тост», «Между двух огней», «В корчме», «Веселящаяся компания» и др.), позволил Холлоши в 1886 году открыть частную художественную студию, которая вскоре стала своеобразным центром притяжения для многих прогрессивных художников и учащейся молодежи, неудовлетворенных официальным академическим искусством.
Так было положено начало второй важнейшей стороне деятельности Холлоши — его огромному педагогическому труду, продолжавшемуся до конца жизни. Помимо венгров, которые, естественно, составили большинство, в его студии учились немцы, поляки, швейцарцы и большое количество русских (более 80). Достаточно перечислить лишь некоторые имена, чтобы понять, чем русское искусство обязано Холлоши: А. Акопян, О. Браз, М. Добужинский, К. Зефиров, К. Истомин, А. Кравченко, Г. Нарбут, Б. Терновец, А. Тихомиров, В. Фаворский и многие, многие другие прошли через его студию, усовершенствовав свое мастерство, обогатившись от соприкосновения с духовным миром учителя.
Собственное творчество, педагогический талант, сама личность художника, оригинальная и яркая, его мысли и высказывания об искусстве сплотили вокруг Холлоши большую группу единомышленников, в среде которых возникла идея перенести деятельность студии в Венгрию, на родную почву. 1896 год, когда студия обосновалась в живописном шахтерском местечке Надьбанья, стал важной вехой для венгерского искусства с его особой судьбой, вынуждавшей большую часть венгерских художников XIX века десятилетиями учиться, работать и преподавать за пределами своей страны.
Студия в Надьбанье, вскоре превратившаяся в колонию художников, стала одним из первых национальных центров художественной жизни Венгрии прошлого века и сыграла большую роль в формировании ее культуры. И хотя Холлоши через несколько лет разошелся со своими сподвижниками и покинул Надьбанью (1902), эти годы совместной работы были плодотворны и для него и для его окружения. Они помогли формированию ряда талантливых художников, оставивших яркий след в венгерском искусстве — И. Рети, Я. Торма, К. Ференци, Б. Иваньи-Грюнвальда и др.
Творчество самого Холлоши к середине 90-х годов сильно меняется. Кончается период жизнерадостных, полных молодого веселья жанровых картин, взгляд художника углубляется, становится проницательнее, серьезнее, в его искусстве начинают звучать тревожные и грустные ноты (картина «Невзгоды родины», 1893,). К тому же времени относится начало работы над самым капитальным замыслом художника — исторической картиной «Марш Ракоци», посвященной антигабсбургскому восстанию венгров на рубеже XVII— XVIII веков под водительством национального героя Ференци Ракоци. Художник решал тему в эпическом плане, стремясь создать обобщенный образ восставшего народа — крестьян, марширующих под звуки древнего национального марша «куруцев». Незамкнутая, открытая композиция, мощная живопись, стихия света, пронизывающего форму, разнообразие и богатство народных типов, населяющих картину, обещали произведение сильное, правдивое, исполненное монументальности и трагизма. Художник трудился над ним более 20 лет (последние свои мазки он сделал именно в этой картине), создал большое количество подготовительных работ, но полотно осталось незаконченным и местонахождение его сейчас неизвестно. Остались лишь связанные с ним этюды, эскизы, наброски, которые позволяют судить о масштабе творческих исканий Холлоши и обновлении его живописной манеры. Новые тенденции сказываются и в монохромных иллюстрациях Холлоши к поэтическому сборнику Йозефа Киша, особенно к стихотворению «Огни»— символический и в то же время реальный образ революционной толпы со знаменем восстания, в вихре метели очень близок по композиции, настроению и характеру типов к картине «Марш Ракоци».
Небольшая живописная композиция — иллюстрация к поэме Ш. Петефи «Апостол» (1903) —самая трагическая вещь Холлоши. Образ бунтаря, кончающего жизнь на плахе, обстановка жестокой нужды, самоотречения и готовности к подвигу переданы с большой силой и выразительностью драматическими контрастами света и мрака, неустойчивостью композиции, подчеркнутой деформацией фигур, сливающихся с густыми тенями, в манере, близкой к экспрессионизму.
В годы после Надьбаньи, которые Холлоши со своими новыми учениками проводил зимой в Мюнхене, а летом в прикарпатских деревушках (Дьялу, Вайдахуньяд, Тёче-Тячево), он с азартом отдался пейзажу и запечатлел образ венгерской природы со страстной, напряженной эмоциональностью. Эта живопись, созданная под открытым небом, пронизана светом, полна мощи и широты. В ней Холлоши ближе всего подошел к импрессионизму по богатству рефлексов и тональных отношений, сохранив, однако, материальность объемов, а порой и локальность цвета.
К самым последним годам жизни Холлоши относятся два варианта его автопортрета (1916—1917). Образ уже больного художника в его мастерской в Мюнхене полон значительности и скорбных раздумий.
Умер Холлоши в селении Тёче-Тячево, недалеко от места, где родился.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.