Если проследить шаг за шагом жизненный и творческий путь известного венгерского живописца Эндре Домановского, вдуматься в его творческое становление, то можно ясно увидеть логику его превращения из мастера салонной живописи в художника глубоко социального, главу монументальной школы живописи социалистической Венгрии. Домановски родился в Будапеште. Девятнадцати лет он поступил в Будапештскую Академию художеств, где учился у мастера академического рисунка Оскара Глотца. В 1928 году в качестве стипендиата Академии Домановски едет в Рим, а по возвращении на родину, в 1929 году, еще не закончившему обучение художнику была предоставлена возможность устроить персональную выставку. Лучшей вещью на выставке была признана картина на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». В 1930 году молодой художник с отличием оканчивает Академию по классу монументальной живописи. Его станковые произведения этой поры, например идиллические сцены «На берегу моря> и «Священная роща> (обе 1935 года), — населены музицирующими и танцующими фигурами, обнаженными или одетыми в легкие одежды. Тонкий абрис деревьев как бы вторит этим напевным, не лишенным обаяния, полным воздуха и движения сказочным видениям. Даже обращаясь к жизненным мотивам, к традиционным сценам из народной жизни («Ткачиха», «Девочка с теленком» — обе 1935 года), художник рисует такие же бесплотные фигуры в ирреальном пространстве. В его гобеленах, для которых он начал создавать эскизы в технике пастели, еще более усиливаются эти черты («Данаиды», 1936). Натюрморты художника, построенные на напряженных контрастах света и тени, тоже лишь приблизительно соотнесены с реальным предметным миром.
Перелом в творчестве Домановского произошел резко. В картине «Больная старуха» (1941) краски сгущены, облик старой страдающей женщины, измученные лица людей, стоящих у ее изголовья переданы с такой поразительной силой, что сразу вспоминаются образы, созданные целой плеядой «крестьянских» художников Венгрии (во главе с Яношем Тормой и Дьюлой Руднаи). Кажется невероятным, но у молодого, отрешенного от будничных тем художника здесь ярко проявилась связь с исконными интересами национальной школы живописи. Вскоре за этим последовала серия натюрмортов — весомых, объемных, значительных. Лучший из них — «Натюрморт с корзиной» (1943) — написан пастозно, крепко, но в традициях сезанновских полотен.
1945 год — год провозглашения Венгерской Народной Республики — явился началом важного этапа и в творческой биографии художника. Домановски назначен директором Будапештской Академии художеств. Он воспитывает молодых художников и сам постоянно совершенствуется в своем мастерстве. Работы конца 40-х годов свидетельствуют о размахе его монументальной живописи. В произведениях Домановского прославляются изменившаяся жизнь страны и ее люди, увлеченные созиданием. В 1949 году художник исполняет большой гобелен «Отдыхающие шахтеры». Лаконизм цветового и композиционного решения заставляет ощутить монументальную значимость произведения, задуманного художником как своеобразный памятник шахтерскому труду.
В том же 1949 году Домановски пишет станковую картину «Художественная школа для рабочих», в которой точно уловлен особый настрой приобщения к творчеству. В 1954 году правительство Народной Венгрии приняло постановление об ассигновании двух процентов общественных капиталовложений на украшение новых строек. Это послужило толчком для развития венгерского монументального искусства. Для молодого города металлургов Дунайвароша Домановски создает величественную фреску (фрагмент), украшающую главный вход Металлургического комбината (1955, высота 3 м, длина 17 м). Ритмическое панно, изображающее этапы труда и отдыха металлургов, раскрывает тему союза рабочих с тружениками села. Фреска выполнена в радужных, мажорных тонах, трудовые будни переданы как великий праздник.
Те же черты праздничной приподнятости присущи и картине «Доменщики» (1954), создание которой предшествовало обширной росписи в Дунайвароше. Но уже и здесь сильные фигуры рабочих воспринимаются как символ свободного труда.
В 50-е годы Домановски вновь обращается к гобелену. Им выполнены серии гобеленов с изображением рыбаков (1956), ткачих (1962—1963). Здесь художник по-новому трактовал традиционный образ, создав изображение современной работницы на фоне гигантских ткацких станков.
В 1958 году Домановски украшает Венгерский павильон на Международной выставке в Брюсселе, в 1961 году создает грандиозное сграффито для вокзала в городе Дебрецен, в 1967— 1969 годах — гобелен для Совещательного зала технического института в Мишкольце. Наконец в эти же годы им подготовлен грандиозный картон для мозаичного панно, предназначенного для Сельскохозяйственной академии, позднее осуществленный в материале.
Работая над монументальными панно и гобеленами, Домановски создает и станковые произведения. Он участник всех отечественных и многих зарубежных выставок, на которых его работы неоднократно удостаивались премий.
В своих произведениях художник отразил социальные преобразования в Венгерской Народной Республике, создал эпически-обобщенные образы рабочих, крестьян и ученых. В работах, исполненных на протяжении последних двух десятилетий, ярко проявились лучшие черты его творчества: свобода и непринужденность композиционных решений, монументальная простота, эмоциональная выразительность сдержанной, но богатой оттенками, тонко разработанной цветовой гаммы.
Домановски награжден двумя высшими премиями, которыми удостаиваются деятели культуры и искусства Венгерской Народной Республики,— премией Кошута и премией Мункачи.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.