Среди мастеров изобразительного искусства Станислав Ноаковский занимает уникальное место. Архитектор по образованию, он не построил и не спроектировал ни одного здания, кроме маленькой часовни-усыпальницы, но исполнил огромное количество рисунков, посвященных архитектуре. Это не были зарисовки реально существующих сооружений или архитектурные фантазии — жанр, получивший столь широкое распространение в творчестве мастеров XVIII века: Пиранези, Юбера Робера, Гварди и других. Ноаковского можно было бы назвать «поэтом архитектуры» — на его рисунках и акварелях представлены здания и интерьеры, полно и емко выражающие тот или иной архитектурный стиль со всеми его реалиями и историческими наслоениями.
Уроженец небольшого польского городка Нешава, Ноаковский провел свое детство и юность в маленьких провинциальных городках Польши — сих готическими и барочными костелами, часовнями, домишками и хатами. Большое художественное дарование юноши приводит его в Петербург, где он поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Получив в 1894 году большую золотую медаль за проект императорских конюшен и стипендию для пребывания за границей, Ноаковский в 1895—1897 годах путешествует по Италии, Франции, Швейцарии, Германии, изучая музеи, памятники старины, приобретая блестящее и полное знание эпох и стилей в архитектуре и искусстве.
По возвращении в Петербург молодой художник деятельно посещает собрания дягилевского кружка. Эстетические установки будущих деятелей «Мира искусства» близки Ноаковскому, особенный отклик находит в нем их пассеистически окрашенное восприятие архитектурных пейзажей. В 1903—1904 годах Ноаковский впервые выступает на выставках со своими рисунками старинной русской и польской архитектуры. Выполненные тушью или сепией, они подкупают зрителя широкой эскизной манерой, сдержанностью серо-черных переходов, большой культурой и проникновением в «аромат эпохи». Ноаковский обладал каким-то поразительным чутьем органического роста архитектуры — сооружения на его рисунках несут отпечаток своей истории, отпечаток своей жизни во времени. Его многочисленные графические серии, посвященные разнообразным стилям и временам («Россия сказочно цветная», 1905—1915; «Фантастическая Италия», 1909; «Мосты», 1912 и др.), впечатляют глубоким и тонким знанием архитектурных мотивов, убедительностью деталей, верно переданным духом того или иного стиля. Детища памяти и фантазии, рисунки графика-архитектора кажутся, чуть ли не более реальными и правдивыми, нежели действительно существующие здания — так вымышленные характеры и образы, созданные великими романистами, поражают своей необыкновенной жизненностью и выразительностью.
Наряду с интенсивной художественной деятельностью Ноаковский ведет большую преподавательскую и лекторскую работу. С 1899 года и до конца пребывания в России художник читает историю архитектуры в Строгановском училище, выступает с публичными лекциями. Ноаковский был совершенно уникальным лектором — по ходу повествования он воспроизводил перед слушателями в беглых и точных рисунках мелом историческую эволюцию архитектурных стилей, их наиболее характерные признаки и детали. Лишь небольшое количество этих блестящих импровизаций запечатлено на фотографической пленке. К ним относится и рисунок «Фантазия на тему Венеции. II», в котором можно распознать и знакомый облик Дворца дожей, и собор святого Марка — и вдруг живо почувствовать дух Востока в архитектуре этого прекрасного итальянского города. Во время первой мировой войны, получая известия об огромных разрушениях на территории Польши, Ноаковский создает грандиозную сюиту «Лицо Польши», включающую около 600 рисунков тушью и сепией,— ностальгические воспоминания об архитектуре маленьких провинциальных городков Польши, интерьерах небогатых домов обывателей.
В 1918 году Ноаковский переезжает в Варшаву. Художник преподает в Политехническом институте на архитектурном отделении. Прогрессирующая болезнь глаз заставляет его приостановить педагогическую деятельность, но даже в самые трудные времена, под угрозой полной потери зрения, художник создает свои рисунки. Восхищение архитектурным творчеством человечества вызывает цикл поэм в прозе, написанных Ноаковским в 1923— 1925 годах и названных «Вместо рисунков».
Воплотивший в своих архитектурных рисунках типические, но никогда не существовавшие постройки разных эпох и стилей, Ноаковский принадлежит истории искусства и польского, и русского народа.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.