Самое раннее известное нам произведение Дюрера — графический автопортрет, исполненный им в возрасте тринадцати лет. Рисунок этот, отличающийся жесткостью графической манеры и почти магической подчиненностью художника натуре, глубоко связан с традициями поздней готики. Если сравнить этот автопортрет с одной из последних работ Дюрера — картиной «Четыре апостола» (диптих, 1526), то прежде всего поражает великий путь, который прошел художник от слепого копирования натуры до философско-религиозных и морально-этических обобщений.
Путь Дюрера в искусстве был сложен и противоречив, как и эпоха, в которую жил художник. Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. С детства художник хорошо усвоил развитые в готическую эпоху принципы религиозного искусства. Дух готики навсегда остался близок Дюреру, на этой основе формировалась его индивидуальность. Учился Дюрер у М. Вольгемута и вскоре стал одним из первых художников Нюрнберга. Родной город Дюрера переживал пору всестороннего расцвета. Находясь на стыке торговых путей из Нидерландов и Италии, Нюрнберг был прочно связан с этими странами культурными узами. Из Италии в числе прочих товаров сюда попадали и произведения художников итальянского Возрождения, книги, печатавшиеся в Италии (в том числе латинская и греческая классика). В Нюрнберге возник кружок ученых-гуманистов во главе с близким другом Дюрера — Вилибальдом Пиркгеймером. Живя в Нюрнберге, Дюрер оказался в центре культурных, религиозных и политических событий страны. По своей натуре он был чуток ко всем проявлениям общественной жизни, его гений формировался в тесной связи с этой жизнью.
Переломным моментом в биографии художника стало его знакомство с Италией во время путешествий в 1490—1494 и, в особенности, в 1505—1507 годах. Во время второго путешествия Дюрер был уже зрелым мастером — ему исполнилось двадцать семь лет. В итальянских мастерах он увидел свой идеал художника-ученого. Высокообразованные люди, знающие древние языки и сведущие в науках, художники здесь занимали одно из самых значительных мест в обществе. Дюрер восхищался ими, всячески стремился им подражать. Он изучал античную древность и современное ему итальянское искусство и достиг в этом большихуспехов. Его творчество вызывало в Италии большой интерес, и даже восхищение.
Дюрер долго оттягивал свое возвращение домой. Он писал из Венеции: «О, как мне будет холодно без солнца, здесь я господин, дома бездельник...» В этой фразе выразилась вся горечь предстоящего расставания с благодатной страной, с колыбелью великого искусства, предчувствие неизбежных противоречий и сложностей, ожидающих художника на родине. С такими настроениями Дюрер вернулся в Нюрнберг. Здесь он немедленно погрузился в напряженную атмосферу религиозной и социальной борьбы между различными слоями общества. Назревала Крестьянская война (1525). В это время художник еще теснее сблизился с кругом В. Пиркгеймера, постоянно встречался с видными деятелями реформаторского движения. И все же, прежде всего Дюрер стремился воплотить в искусстве то, чему он научился в Италии. Он взялся за тщательное изучение натуры и одновременно решал широкие художественные проблемы. Одно из самых значительных произведений этого периода — монументальная картина «Поклонение Троице» (1511)—дает ясное представление о том, на чем сосредоточились интересы Дюрера этого времени. Помимо идейных аспектов, большое значение имела для художника попытка по-новому трактовать пространство, движение, композицию. Все это делалось под явным итальянским влиянием.
Последние полтора десятилетия жизни Дюрера прочно связаны с гуманистическими кругами немецкого общества, что наложило определенный отпечаток на личность художника. Он увлекся литературно-поэтическим творчеством: писал религиозные стихи и даже эпиграммы, переводил на немецкий язык латинские церковные гимны. Его искусство приобрело оттенок учености. Дюрер стал широко использовать аллегорию, сложную, подчас тайную, символику. Одно из таких произведений — так называемая «Триумфальная арка императора Максимилиана». Эта огромная гравюра (3,5 X 3 м) печаталась с 92-х досок. Она восхваляет жизнь и деятельность императора. Тут можно увидеть родословную Максимилиана и портреты его предшественников, 24 исторических сцены (войны и дипломатические события), 102 герба подчиненных императору земель, различные декоративные и аллегорические элементы.
В это время философски настроенный Дюрер очень часто обращается к портрету. Он пишет сильных волевых людей, способных к борьбе и действию, и в то же время трезвых и порой утонченных мыслителей (портреты Меланхтона, Эразма Роттердамского, Вилибальда Пиркгеймера и других). Среди героев Дюрера — горячо любимый им Лютер (известно несколько портретов работы Дюрера). Хотя художник не был лично знаком с основоположником движения Реформации, он читал все его книги, был увлечен страстной исповедью проповедника и считал себя его ярым приверженцем. В портреты, изображающие людей, близких Дюреру по духу, художник вложил всю глубину своего чувства, всю силу мастерства. И в каждом из портретов— частица души самого мастера, непримиримого духовного борца, до конца своей жизни сохранившего верность идеям Реформации.
Будучи не только продолжателем старых традиций, но и новатором, Дюрер поставил графическое искусство на недосягаемую высоту. Твердость руки, отточенность и красота четкой линии, богатство штриха, тонко продуманные контрасты света и тени характеризуют рисунки художника. Но более всего он прославился в гравюре. В связи с распространением печатных книг особое развитие получила гравюра. Ее использовали в многочисленных листовках и прокламациях религиозного содержания, в печатных изданиях. Но всегда гравюра была утилитарной, поясняла содержание. И только Дюрер придал ей самостоятельное художественное значение, разработал ее художественные принципы. Его техника разнообразна: сухая игла, гравюра на меди и ксилография (гравюра на дереве). И в каждой технике Дюрер находит свои особые средства • выразительности. Широко известны его серии гравюр из жизни Христа («Большие страсти», «Малые страсти»). Самая известная серия Дюрера — «Апокалипсис» (1498), состоящая из пятнадцати досок. Работа над «Апокалипсисом» была для художника не простым иллюстрированием евангельского текста. Это полные трагизма, мистических настроений и противоречивых эмоций раздумья художника над современностью. «Апокалипсис» в трактовке Дюрера — страстный социальный документ эпохи.
Альбрехт Дюрер был гениальным представителем гуманистической ренессансной культуры. В центре его художественного мировоззрения всегда стоял человек с полным сложностей и противоречий духовным миром. И художник воплотил в своем искусстве этот мир во всей его реальности.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.