Шарль-Франсуа Добиньи принадлежал к младшему поколению барбизонцев — художников, поселившихся в Барбизоне близ Парижа и начавших работать непосредственно с натуры. В их творчестве получили значение простые мотивы, скромные лесные или речные ландшафты, мягкое естественное освещение без каких-либо драматических эффектов. Пленэр — то есть смягчение и высветление тонов на открытом воздухе — был одним из их главных открытий.
Добиньи не внес ничего особенно нового в концепцию пейзажа барбизонцев, но его творчество как бы подводило итог их исканиям. Он был скорее из породы продолжателей, чем новаторов.
В самом выборе профессии он следовал традиции: его отец был пейзажистом, учеником Бертена, дядя — знаменитым миниатюристом. Первоначальное художественное образование Добиньи естественным образом получил в семье — уже в пятнадцатилетнем возрасте он профессионально писал миниатюры на табакерках. Восемнадцати лет Добиньи вдвоем с товарищем совершает традиционную поездку в Италию, которая, однако, не оставила никакого следа в его творчестве. Четыре года в мастерской Гране — хранителя государственного собрания картин — и участие в реставрации произведений старых мастеров помогли молодому человеку овладеть тонкостями техники живописи.
В 1840 году Добиньи поступил в мастерскую Делароша — весьма знаменитого исторического живописца. Но эклектизм мэтра оказал на ученика неожиданное воздействие: Добиньи внезапно отбросил все старания овладеть академической композицией и отдался изучению природы. К этому времени он уже был семейным человеком и для заработка рисовал виньетки по заказам парижских издательств — Кюрмера, Ашетт и других. Это давало художнику возможность по воскресеньям отправляться за город и работать так, как он считал нужным,— другими словами, с натуры. Получение небольшого наследства позволило ему совершить путешествие по Франции и целиком посвятить себя живописи.
Так в 1852 году «начался» Добиньи. Он сформировался несколько поздно, но зато сразу; его ранние работы («Весна», «Берега Уазы» * и др.) отличаются тем, же высоким качеством, что и более зрелые. Текучая вода, цветущие деревья на берегу, мягкие линии равнинного пейзажа — эти простые мотивы неизменны во всем его творчестве.
Художник построил себе лодку-мастерскую и, плавая вдоль берегов Уазы, писал непосредственно с натуры все, что привлекало его в окружающей природе. Правдиво переданные впечатления, тонкий, одновременно достаточно интенсивный цвет придают его пейзажам особую прелесть.
Добиньи не только хороший живописец, но и превосходный график. Его первые опыты в гравюре относятся к 1838 году, за ними последовали гравюры-иллюстрации к «Народным песням Франции» — прелестные виньетки, жизнерадостные, полные света и свежести.
В 1851 году была опубликована «Тетрадь офортов» — лучшая вещь Добиньи-офортиста. Это проникнутые поэзией пейзажи Дофинэ — лесные уголки, тихая вода, заросшие густой травой поляны. Маленькие офорты как-то особенно уютны и интимны, в них чувствуется трепет руки художника, непосредственность его восприятия.
Серия из пятнадцати офортов «Путешествие на лодке» (1862) отличается большей живописностью и обобщенностью.
Ее возникновение совпало с переломом в творчестве художника, с началом нового творческого этапа. В 1861 году Добиньи покидает Париж и поселяется в Овере, где он построил себе дом. Здесь, в сельском уединении, он начал поиски нового живописного стиля. Привычные мотивы обрели простор и величие. Художник начал стремиться к обобщению, к цельности и простоте впечатления, отбрасывая мелкие детали, так восхищавшие публику в его ранних работах. В пейзажах появились страсть, драматизм. Даже самые мотивы изменились — Добиньи придает им более эффектную окраску, изображает берег моря, восход луны, закат. Целью его было суммировать свои впечатления; он жертвует некоторой точностью, чтобы полнее передать вечно изменяющуюся природу. В этом отношении Добиньи может считаться одним из предшественников импрессионизма, тем более что, в отличие от других барбизонцев, он никогда не изменял работе непосредственно на открытом воздухе.
С импрессионистами его связывала взаимная симпатия. Будучи членом жюри Салона, Добиньи вел поистине героические сражения, отстаивая каждую картину Моне и других художников. А когда в 1870 году картины Моне все же были отвергнуты, старый художник отказался участвовать в работе жюри. «Раз мне понравилась эта картина,— говорил он,— я не могу позволить, чтобы не признали мое мнение. Равносильно сказать мне, что я не знаю своего дела>.
Тяжелые дни франко-прусской войны Добиньи провел в Лондоне, куда вскоре приехали Писсарро, Моне и торговец картинами Дюран-Рюэль. Тронутый бедственным положением Моне, Добиньи горячо рекомендовал его Дюран-Рюэлю и добился покупки нескольких его картин. Импрессионисты, в свою очередь, высоко ценили творчество Добиньи и всячески выражали ему свою привязанность.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.