Юбилей Первой передвижной художественной выставки — примечательная дата в истории русского изобразительного искусства. Деятельность Товарищества передвижных выставок имела огромное значение для пропаганды искусства в 324 народной среде, для объединения художников и сплочения передовых сил российской интеллигенции в последней трети XIX века. Завоевать широкий демократический круг зрителей, способствовать пробуждению и развитию народного самосознания, нравственному воспитанию средствами искусства — таковы благородные задачи, которые художники могли осуществлять посредством организации своей выставочной деятельности на товарищеских началах.
Когда в Петербурге в залах, предоставленных Академией художеств, открылась Первая передвижная выставка, в. ней приняли участие петербургские и московские художники, по инициативе которых, собственно, в 1869 году было создано Товарищество. Главными энтузиастами в этом деле были живописцы Мясоедов и Перов. Первый — уже сложившийся мастер исторического жанра — представил на выставку картину, изображающую Петра I ребенком в селе Измайловском. Перов — гордость московской школы, прославившийся созданием остросоциальных бытовых картин «Приход станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на Пасху», «Похороны крестьянина», показал себя так же очень сильным портретистом. На выставке 1871 года всеобщее внимание привлек портрет драматурга А. Н. Островского его кисти, который Крамской назвал одним из «лучших портретов русской школы вообще». Две картины Прянишникова «Погорелые» и «Порожняки» также были привезены из Москвы. В полотне «Порожняки» автор изобразил бедного семинариста, возвращающегося на каникулы в родную деревню. В сопоставлении унылого зимнего пейзажа, цепочки крестьянских розвальней в голом поле и фигуры притулившегося в пустых санях иззябшего юноши в плохонькой одежке заключен красноречивый рассказ о тяжелом жизненном пути разночинца, пробивавшегося к знаниям.
На Первой передвижной выставке была экспонирована такая жемчужина русской пейзажной живописи, как полотно А. Саврасова «Грачи прилетели». Оно было тогда же куплено П. Третьяковым для его галереи. В этом сказалась прозорливость крупнейшего собирателя русской живописи.
Чуткость ко всему новому и значительному побудила художественного критика В. Стасова, откликнувшегося на начало деятельности Товарищества специальной статьей, особо отметить саврасовский пейзаж. Стасов выделял на выставке также произведения живописцев И. Крамского и Н. Ге, которые, как он писал, были «истинною душою петербургского отдела Товарищества передвижных выставок». Портреты скульптора Антокольского, пейзажистов Васильева и Клодта, написанные Крамским, не только точно воссоздавали внешнее сходство, но повествовали о духовном мире портретируемых, отличались тонкостью проникновения в психологию и характер моделей.
Картина Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича», впервые показанная художником на этой выставке, до сих пор считается одним из шедевров отечественной исторической живописи. Персонажи на полотне — участники драматического конфликта. Столкновение двух противоположных миров олицетворено художником в образах русского царя-реформатора и его наследника, уличенного в причастности к заговору бояр против Петра и его государственной политики. В области исторической живописи косность и рутина академической школы проявлялась в пристрастии к сюжетам из древней истории, идейный и нравственный смысл которых не имел никакой переклички с современной художникам действительностью. На этом фоне картина Н. Н. Ге воспринималась как новое, свежее слово. Психологическая трактовка образов, остроконфликтное развитие сюжета составляли новаторскую сущность его произведения.
Пейзажи И. И. Шишкина, А. П. Боголюбова и М. К. Клодта, появившиеся на Первой передвижной выставке, представляли собой хорошие образцы творчества этих художников, бывших уже зрелыми мастерами.
Отмечая значение Первой передвижной художественной выставки, М. Е. Салтыков-Щедрин, посвятивший ей специальную статью в журнале «Отечественные записки», писал:
«Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах».
В дальнейшем выставки, организуемые Товариществом, стали почти ежегодными и всякий раз они оказывались большим общественным событием. Ведь передвижники, не желая оставаться в роли созерцателей действительности, стремились в своих произведениях вынести суждение о ней, высказать свою критику. Крамской, ставший идеологом передвижничества, говорил: «Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех проявлениях... Художник есть критик общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразятся его миросозерцание, его симпатии, антипатии и главное та неуловимая идея, которая будет освещать его картину».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.