Творчество Николая Андреевича Андреева составляет ныне классику советского искусства. На протяжении более чем тридцати лет творческой деятельности им выполнены многочисленные скульптурные портреты, памятники, мемориальные доски. Он был также мастером рисунка и создал серию портретов выдающихся современников. Он оставил свой след и в театральном искусстве, оформив ряд спектаклей, и в прикладном. Но центральным трудом его жизни было создание «Ленинианы», включавшей около 120 скульптурных и более 200 графических изображений.
Родился Андреев в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Центральное Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году. Затем будущий художник продолжил учение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901). Был он сначала вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где учился у С. М. Волнухина.
В творческом становлении Андреева значительную роль сыграло влияние П. П. Трубецкого, с которым связано развитие импрессионизма в русской скульптуре. Пожалуй, самым близким к импрессионизму у Андреева получился портрет Л. Н. Толстого, выполненный с натуры в Ясной Поляне (1905). Движение света и тени играет решающую роль в создании образа, способствуя выявлению особой сосредоточенности, самоуглубленности великого писателя. В 1904— 1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. Во всех этих портретах, несомненно, влияние импрессионизма. Светотеневая лепка сочетается здесь с крепкой конструктивной формой. В начале 1900-х годов Андреев с увлечением занимается керамикой и майоликой, что связано с его поисками расширения декоративных возможностей скульптуры. Андреев экспериментирует с цветными глазурями, добивается новых колористических звучаний, иногда используя цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. С применением белого ангоба, выполнен, например, портрет А. П. Ленского (1906), цвет интересен и в портрете Л. Н. Толстого (1908). Лучшая майолика скульптора — «Вакханка» (1911 —1912)—своеобразное утверждение страстной, живой природы человека. К образу вакханки скульптор обращается несколько раз, в этих скульптурах очевиден стиль модерн. Плодотворным было увлечение Андреева народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских крестьянок (1910— 1913). Однако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напряженного труда, — памятник Н. В. Гоголю (1904—1908). В процессе подготовки к работе над памятником Андреев поехал на Украину, чтобы сделать зарисовки, собрать материал для барельефов, представляющих гоголевских персонажей из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Мертвых душ» и «Петербургских повестей». Андреев стремился к пластическому выявлению стилистических особенностей ранних и поздних вещей писателя, совершенно по-разному моделируя изображение романтических героев «Петербургских повестей» и персонажей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Самого писателя скульптор изобразил сидящим в тяжелой задумчивости. Это Гоголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. Он похож на большую птицу с опущенными крыльями. Только подойдя совсем вплотную к памятнику, можно увидеть лицо писателя, освещенное грустной улыбкой. Психологическая выразительность, внутренний драматизм образа воспринимались современниками как воплощение трагедии творческой личности и были созвучны атмосфере, возникшей в России после революции 1905 года.
Памятник Гоголю — произведение большого таланта — показывает гуманистический характер творчества Андреева, выявляет его психологическую направленность. Работая над монументальными произведениями, скульптор выполняет памятник-бюст доктору Ф. П. Гаазу в Москве (1909), проекты памятников Т. Г. Шевченко (1914) и первопечатнику Ивану Федорову (1902). После Октябрьской революции Андреев активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды. К первой годовщине Октябрьской революции он создал памятник Дантону, который был открыт на Театральной площади в Москве. Зимой 1918 года началась напряженная работа скульптора над аллегорической статуей Свободы для памятника Советской Конституции. Помимо этой статуи, он сделал в тот период ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся глубоким реализмом и строгостью формального решения.
Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился памятник А. Н. Островскому в Москве, созданный Андреевым в 1928 году. После двукратного конкурса, где скульптор неизменно получал высшую оценку, он приступил в 1927 году к изготовлению памятника в натуральную величину. Островский изображен сидящим в мягком кресле. Он одет в свободный рабочий халат, голова чуть склонена. Движение спокойно, естественно. Четкий силуэт памятника хорошо вписывается в нишу стены Малого театра, перед которым он установлен. Памятник Островскому — умное решение зрелого мастера, прекрасно продумавшего задачу во всех деталях. В 1920-х годах Андреевым были выполнены также памятники A. И. Герцену и Н. П. Огареву, доска с портретом В. Г. Белинского и другие работы. В 30-х годах художник не оставляет работы над монументами: делает проекты памятников Т. Г. Шевченко для Харькова, А. И. Желябову для Ленинграда, два эскиза памятника B. И. Чапаеву для Самары, два проекта памятника А. П. Чехову для установки близ здания МХАТа.
Однако основным содержанием творчества Андреева в послереволюционную эпоху была напряженная работа над созданием образа В. И. Ленина. Начатая с 1919 года, она продолжалась вплоть до смерти мастера. Перед Андреевым стояла сложная и ответственная задача создания портретного облика вождя, возглавившего крупнейший переворот в истории человечества. В процессе работы Андреев внимательно наблюдал Ленина непосредственно в его кабинете и на заседаниях, создавал бесчисленные зарисовки, улавливая малейший жест, подмечая характерное выражение лица. На основе этих быстрых набросков позднее он создал свои блестящие портретные рисунки В. И. Ленина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. В 1920 году Андреев приступает к созданию портретов Ленина в скульптуре. Первый опыт в этом плане был довольно удачным — скульптор вылепил с натуры из пластилина голову Ленина, уловив очень живое выражение лица. Тогда же было создано одно из ставших наиболее популярными скульптурных изображений — «Ленин пишущий», где Андреев передал погруженность Владимира Ильича в работу, отрешенность его от окружающего.
Совершенно иное настроение выражено в более поздней работе — «Ленин, слушающий доклад» (1925). Ленин вслушивается в речь невидимого оратора: голова поднята, взгляд напряжен. По-другому, более динамично решена статуя «Ленин — оратор» (1926). Отличительная черта созданного здесь образа — непримиримость к противникам.
В результате длительной работы к 1929 году Андреевым были закончены три варианта портрета, выполненные по заданию Совнаркома: «Ленин прислушивающийся», «Ленин, вошедший на заседание», «Ленин председательствующий». Андреев шел ко все большему обобщению, к многогранности образа. В 1929—1930 годах скульптор работает над темой «Ленин на ораторской трибуне». В этой работе он совсем отходит от камерности первых портретов, приближаясь к монументальному решению. И все же эти работы представляются переходными по сравнению с последней скульптурой 1931 — 1932 годов — «Ленин — вождь», завершающий андреевскую «Лениниану». Ленин стоит на трибуне, опираясь на нее правой рукой. Его голова несколько поднята в энергичном повороте. В выражении лица сила, властность, энергия. Это, несомненно, одно из удачнейших изображений В. И. Ленина. К сожалению, Андрееву не удалось закончить целиком скульптуру. По эскизу художника уже после его смерти ее завершил брат скульптора В. А. Андреев, и раньше нередко помогавший ему в монументальных работах. Скульптура «Ленин — вождь»— венец поистине титанического труда мастера; она воплотила в себе обобщающий пластический образ.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.