Творческий путь украинского скульптора Макса Исаевича Гельмана, начавшийся незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции, целиком связан со становлением советского реалистического искусства.
Гельман родился в Одессе. Он рано начал рисовать, лепить фигурки из глины. Но дорога к художественному образованию и профессиональному искусству была для него долгой и сложной. Лишь в 1916 году, в возрасте 24 лет, Гельман смог приехать в Петроград учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1917 году он возвращается в Одессу, чтобы принять участие в революционных событиях. Здесь же, в Одессе, в 1918 году застал его декрет Советской власти «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции», положивший начало осуществлению Ленинского плана монументальной пропаганды. Гельман принял в нем активное участие, создав проект памятника Карлу Марксу для Одессы (1920, бетон, не сохранился). В этом произведении чувствовалось стремление молодого художника к созданию обобщенного героизированного образа. Работы Гельмана раннего периода, конечно, еще не совершенны, но в них уже видно характерное для будущего мастера чувство объема и пластики в сочетании с реализмом формы. В эти же годы Гельман вошел в Ассоциацию революционного искусства Украины (АРМУ).
Несмотря на успех первых шагов в искусстве, художник, чувствуя недостаточность своего профессионального образования, решил продолжить учение. С этой целью в 1921 году он приезжает в Москву и поступает во Вхутемас, в стенах которого в эти годы рождалось новое советское искусство. В 1922 году Гельман переезжает в Петроград, чтобы продолжить свое образование у известного советского скульптора А. Т. Матвеева, преподававшего в Академии художеств. Под влиянием А. Т. Матвеева Гельман в дальнейшем становится на путь преподавательской деятельности. В 1926 году он начинает работать в Киевском художественном институте, в 1939 году получает звание профессора. В числе его учеников — ставшие впоследствии известными украинскими скульпторами А. П. Олейник, М. К. Вронский, Г. Л. Петрашевич.
Но будучи педагогом, отдавая много сил и энергии воспитанию молодого поколения художников, Гельман не оставлял и творческой деятельности. Его привлекает станковая скульптура. Много произведений создано им на военно-патриотическую тему: «Воздушный часовой» (1929), «На границе» (1937), «Они сражались за Родину» (1944—1945), «Фашисты не пройдут» (1945—1947).
В 40-е годы Гельман занят поисками новых материалов для станковой скульптуры. После многочисленных экспериментов он останавливается на оргстекле. Возможности оргстекла как пластического материала тогда еще не были изучены, а Гельман решил использовать его в скульптуре как традиционные — глину, гипс, мрамор, бронзу. Оргстекло сочетает в себе качества двух материалов — позволяет формовать скульптуру как бронзовую, по модели, а затем доводить ее до совершенства с помощью резца и шлифовки, как мраморную. Сама фактура материала позволяет получить оригинальные световые и фактурные эффекты на поверхности скульптуры. При этом оргстекло относительно просто в обработке, оно обладает невысокой точкой плавления, податливо к обработке резцами. Почти все последующие работы Гельмана выполнены из этого современного материала.
В 1950—1970-е годы скульптор обратился к станковому камерному портрету. Интересны созданные им образы деятелей искусства Украины — известной украинской артистки М. К. Заньковецкой (1957) и художника Ф. Нироды (1968). Глубокая психологическая характеристика отличает исполненный им портрет фрезеровщика завода «Арсенал» Д. А. Максименко (1973). Лирический образ молодой девушки-современницы создал Гельман в портретной скульптуре «Жанна» (1968). Большой интерес вызывает его статуя Тараса Шевченко. Над образом великого украинского поэта скульптор работал в 1960—1962 годах.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.