Лев Федорович Жегин относится к тем художникам, чье значение, чье право на самостоятельное и заметное место в развитии искусства осознаются не сразу. При жизни он вовсе не был знаменитым, а в последние ее десятилетия — даже и сколько-нибудь известным художником. Его тихая, камерная, можно сказать, «лабораторная» творческая работа стала понемногу раскрываться и привлекать к себе внимание лишь в последние годы. В 1970 году вышла в свет, уже не застав в живых своего автора, книга Жегина «Язык живописного произведения» — многолетний теоретический труд, посвященный тончайшему анализу построения пространства в средневековой живописи. Книга эта привлекла к себе внимание, вызвала споры и побудила нескольких ученых к дальнейшей работе в том же направлении. Вслед за этим возник интерес и к творчеству Жегина - художника. Его работы появились на нескольких выставках, были устроены вечера, посвященные его памяти, были опубликованы статьи о нем и о близком ему, тоже до тех пор малоизвестном круге художников. Сейчас скромные и беглые акварельные наброски Жегина стремятся приобрести многие музеи, его творчеству посвящаются дипломные работы студентов — оно оказалось для нас необходимым и своеобразным звеном истории советского искусства.
Лев Федорович был сыном одного из ведущих архитекторов предреволюционной Москвы, крупнейшего мастера стиля модерн в России Ф. О. Шехтеля (впоследствии художник предпочел носить фамилию матери). Учиться живописи он начинал в известной частной студии К. Ф. Юона, а в 1911 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Из массы своих соучеников, по его словам, «довольно серой и мало чем замечательной», он выделил двоих — Василия Чекрыгина, необычайно одаренного, очень рано погибшего художника, и Владимира Маяковского. Вместе с Чекрыгиным Жегин рисовал иллюстрации к первой книжке стихов Маяковского — «Я», изданной литографским способом в 1913 году. Не окончив Училища, Жегин продолжал затем занятия у своего отца. Весной и летом 1914 года вместе с Чекрыгиным он путешествует по Западной Европе, знакомясь с шедеврами мирового искусства. В их тогдашних разговорах вырабатываются во многом общие взгляды на пути и задачи живописи.
С 1918 года Жегин уже сам преподает в Государственной школе печатного дела, только что преобразованной из художественной школы при типографии издателя Сытина. Здесь сплотился вокруг молодого преподавателя тесный круг учеников, оставшихся верными и близкими ему на долгие годы.
В эти же годы складывалась и группа художников, ставивших себе общие задачи в искусстве. В 1921 году они создали свой союз художников и поэтов «Искусство - жизнь», или, как его часто называют по заглавию издававшегося этой группой журнала, «Маковец». Здесь были такие художники, как С. В. Герасимов, Н. М. Чернышев, А. В. Фонвизин. Председателем был избран А. В. Шевченко, но душой «Маковца» был Чекрыгин. Жегин стал тогда секретарем общества.
Во многом разных по истокам и творческому темпераменту мастеров сближали общие романтические представления о высоком назначении искусства, о его духовной наполненности. «Здесь впервые заговорили о реализме, о монументальной форме. Рисунки и живопись имели у нас равное значение, с первых же шагов опираясь на культурное наследие прошлого»,— писал позднее Н. М. Чернышев. Холодноватым, отвлеченным экспериментам в области языка живописи и натуралистическому срисовыванию натуры «маковчане» стремились противопоставить искусство, насыщенное моральным и философским смыслом.
«Маковец» существовал до 1926 года, а затем складывается вокруг Жегина небольшая группа его единомышленников и прямых учеников, которой он дал название «Путь живописи». Здесь продолжались те же поиски одухотворенной, подвижной, внутренне содержательной живописной формы. Как узаконенное творческое объединение «Путь живописи» существовал пять лет — до общей ликвидации художественных группировок в стране — и показал две свои выставки в Москве и одну за границей.
В 1930-е годы камерное искусство Жегина оказалось вне основного русла развития советской живописи. Работы художника перестают появляться на выставках.
Он отдает все больше сил начатому еще ранее изучению языка средневекового искусства, продолжает заниматься живописью, но теперь как бы только для себя. Может быть, поэтому его бесчисленные наброски цветом — акварелью, гуашью, эскизы иллюстраций, этюды цветов, пейзажи, портреты и особенно автопортреты — все больше получают характер беглой, почти стенографической записи сменяющихся душевных состояний, выражаемых не столько сюжетом, сколько цветом и ритмом, беспокойным движением света и теней, быстрыми, нервными ударами кисти. Художник то возвращается к ясности своего увиденного в зеркале конкретного облика, то свободно отходит от него, меняя характеристику, как бы примеряя себе все новые эмоциональные и психологические маски. Эти работы могут показаться неоконченными, но всегда это незавершенность только внешняя, отсутствие детализации, отделки. Кажется, художник не интересуется формой (ее подробностями—во всяком случае), но жадно схватывает чистую эмоцию, подвижную жизнь души. Расплывчатая неопределенность среды делает пространство особенно глубоким и насыщенным. Порывистая и вибрирующая подвижность фигур, разделенных, но внутренне связанных между собой, напряженность цветовых сочетаний внутри очень сдержанной, даже глуховатой общей гаммы излюбленных Жегиным синеватых, серо-зеленых и красно-коричневых тонов заставляют вглядываться и вживаться, с некоторым напряжением входить не просто в изображенное пространство, но в сложный и немного таинственный мир художника.
Есть, быть может, некоторое противоречие между Жегиным - исследователем, с холодноватым любопытством, изучающим хитроумное пространственное устройство иконы, и живописцем, на лету схватывающим и «прикрепляющим к бумаге» мимолетное душевное движение, живую взволнованность цветком, солнечным лучом, подвижностью человеческого лица. Художник романтического склада, Жегин сумел до предела сократить расстояние между мертвыми материалами, техникой и жизнью человеческого духа.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.