В 1630-х годах в Амстердаме широкой известностью пользовалась живописная мастерская Рембрандта. Ученики стекались к молодому тогда еще мастеру со всех концов Голландии и из-за границы. Все они в той или иной степени попадали под рембрандтовское влияние, в той или иной степени подражали его своеобразному стилю живописи. При этом большинство учеников Рембрандта специализировалось в определенной области — одни создавали только пейзажи, другие — портреты или исторические картины, третьи обращались к религиозной тематике. Мало кто из них был, подобно Рембрандту, универсальным живописцем.
В 1640-е годы слава мастерской продолжает расти. Как раз в эти годы туда приходит Николас Мас, которого можно назвать одним из самых удачливых учеников Рембрандта. Его одаренность проявляется с первых шагов на ниве искусства. Он столь удачно имитирует стиль своего учителя, что порой трудно отличить их произведения друг от друга. Это касается в особенности ранних рисунков Маса, отражающих рембрандтовский стиль 1640-х годов.
Уроженец Дордрехта, Мас проводит в мастерской Рембрандта несколько лет (с 1648 по 1653). Затем он, пробыв некоторое время в Дельфте и войдя там, в контакт с такими замечательными мастерами как молодой Вермеер и Карел Фабрициус, возвращается в родной город. С этого момента и начинается, собственно творческая биография художника, годы ученичества остаются позади. Однако тот опыт, который был накоплен в эти годы, оказывает самое значительное влияние на сложение его индивидуальности.
В тематике жанровых картин Маса много общего с работами дельфтских живописцев. Это тихая жизнь голландских горожан, проникнутая духом спокойствия и обеспеченности. Художник воспевает скрытую красоту этой жизни, делает ее интересной и значительной. В этом смысле Мае со своей внутренней уравновешенностью и спокойствием противостоит рембрандтовскому мироощущению. Он не замечает того трагизма, который для Рембрандта был основным содержанием всех жизненных явлений. Напротив, в некоторых своих композициях Мае сознательно обыгрывает анекдотические или юмористические ситуации.
Так, например, он поступает в картине «Ленивая служанка» (1658) из Лондонской Национальной галереи. Здесь изображена внутренность кухни, в углу которой сидит служанка. Она спокойно уснула перед горой немытой посуды. Справа на столе видна кошка, крадущая рыбу. Слева стоит сама хозяйка. Видно, что она после долгого ожидания пришла на кухню; в комнате за столом расположились гости. С указующим жестом руки и иронической улыбкой хозяйка обращается к зрителю, как бы говоря: «Посмотрите на это ленивое существо и не будьте сами такими!»
Изображенная ситуация не только смешна, она дидактична. Художник иронизирует, но одновременно наставляет зрителя. Некоторая излишняя нарочитость этого наставления, возможно, продиктована отнюдь не желанием самого художника, а вкусами заказчика. Если всмотреться, а композицию картины, то можно увидеть, что она по своей уравновешенности перекликается с произведениями Вермеера. Мы увидим те же тихие интерьеры, скромную и безыскусную обстановку и тех же героев — представителей «третьего сословия», довольных, счастливых и обеспеченных бюргеров. Размеренность этой жизни нарушается, пожалуй, только вот такими служанками, которые вносят в установленный порядок сумятицу.
50-е годы — время наибольшего расцвета в творчестве Маса. Он создает большое количество жанровых картин камерного характера. Все они в той или иной мере посвящены семейному бюргерскому быту и похожи друг на друга, хотя каждая обладает своей привлекательностью. Теплые цвета в сочетании со светотеневыми эффектами создают особую красочную гармонию. По сути дела, эта палитра заимствована у Рембрандта. Но если у него она была главным выразительным средством, то у Маса она служит лишь дополнительным. В 60-е годы начинается новый период в творческой жизни художника. После пяти лет, проведенных в Антверпене (1660—1665), мастер оказывается под сильным влиянием придворного фламандского стиля. Он уже не пишет жанровых сцен, а обращается большей частью к репрезентативному портрету и мифологическим и аллегорическим композициям. Это время столь отлично от амстердамского периода, что в конце XIX века возникла теория о существовании двух художников Масов. Однако это был один и тот же мастер, подчинившийся вкусам окружавшего его общества.
Вместе с фламандским влиянием в творчестве Маса появляются элементы барокко. Позы в портретах становятся театрализованными и искусственными. Он вырабатывает определенную схему портрета на фоне пейзажа, заимствованную у Ван Дейка и художников его круга. Палитра темнеет, становится более элегантной и изысканной. В многофигурных композициях Маса сказывается влияние Иорданса, с которым, вероятно, мастер познакомился в Антверпене.
По возвращении в родной Амстердам Мае завоевывает себе славу модного живописца. Но его герои теперь — другие люди. Он пишет представителей высшего общества — аристократов и богатых торговцев. Мас становится холодным ремесленником, стремящимся лишь к удовлетворению вкусов заказчика. И в первую очередь здесь сказывается уход Н. Маса от реалистических традиций рембрандтовской школы, который оказался для художника роковым.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.