Из его мастерской открывался вид на королевский замок Вавель. История Польши смотрела в окна художника; ее духом, славой и трагизмом ее судьбы Выспяньский проникся с детства. В Кракове, где он родился, мастерская его отца-скульптора была у подножия Вавельского холма в доме, принадлежавшем в XV веке летописцу Длугошу.
Излишне напоминать о том, что значили для деятелей польской культуры исторические воспоминания. Многие поколения патриотов черпали в них надежду на независимость, на национальное возрождение. Этими идеалами жила передовая интеллигенция рубежа прошлого и нашего века, стремясь одновременно выйти из рамок провинциальной замкнутости, приобщиться к самым передовым достижениям европейской культуры, включить в свое духовное наследие все великое, созданное человечеством в прошлом.
Живописи Выспяньский начал учиться в родном городе, в Школе изящных искусств у Яна Матейки. Бурная патетика исторических холстов Матейки стала знаменем польской культуры прошлого века, принесла художнику европейскую известность. Конечно, его ученики не избегли мощного воздействия мастера, но новое поколение, к которому принадлежал Выспяньскии, унаследовав стремление к эпическому, романтический размах, бурный накал политических и исторических страстей — черты глубоко национальные, обратилось к иному пластическому языку, языку современного искусства —- утвердившемуся в конце прошлого века «новому стилю». Остроту подробно разработанного сюжета они заменили экспрессией символа.
Продолжать свое художественное образование Выспяньский едет в Европу, в Париж. Здесь ему довелось увидеться с Гогеном, творчество которого оказало некоторое влияние на сложение будущего стиля мастера. Побывал Выспяньский в других центрах европейской культуры, стремясь проникнуть в суть новых художественных идей и веяний.
Выспяньский много работал как пейзажист. В творческом наследии мастера изображение родной Польши, любимого Кракова занимает большое место. Выспяньский писал и портреты, среди его моделей художники, актеры, часто он создавал поэтичные женские и детские образы. На протяжении всей жизни Станислав Выспяньский много раз писал себя, лучшие автопортреты им созданы в начале 1900-х годов.
Холсты Выспяньского отличают то лиричность, мягкость, почти импрессионистическая тонкость в разработке цвета, то подчеркнутая декоративность, жесткость, силуэта, капризные изгибы линий, пряные, экзотичные, излюбленные в ту эпоху сочетания блеклых холодных тонов. Художник не остается в границах станкового искусства — он создает проекты стенных росписей и витражей для францисканского собора в Кракове. На картонах и витражах для Вавеля изображены персонажи польской истории: король Казимир Великий, князь Генрих Благочестивый. Создает художник и проекты оформления архитектурных интерьеров («Светлица» для Общества друзей изящных искусств в Кракове).
Не меньший след, чем в живописи, оставил художник и в литературе как поэт и драматург. Не став историческим живописцем, он стал автором и постановщиком исторических трагедий. Стихия исторического более всего проявилась в его драме «Болеслав Смелый», обращенной к временам полулегендарных князей из рода Пястов. Другим истоком тем и сюжетов для изобразительного и литературного творчества наряду с прошлым родной страны становится античность (драма «Протезилай и Лаодамия», иллюстрации к «Илиаде» Гомера). Античный амфитеатр под открытым небом был прообразом проекта театра Выспяньского, задуманного на склоне Вавельского холма.
Выспяньский, наряду с великими режиссерами Гордоном Крэгом и Всеволодом Мейерхольдом, был одним из преобразователей европейского театра на рубеже веков. В театре он выступал одновременно как драматург, режиссер и, разумеется, как декоратор.
Художники того времени не только в творчестве, но и в жизни пытались воплотить свой идеал гармонии, приобщиться к глубинным истокам естественного, не изуродованного буржуазной цивилизацией бытия. Не все, как Гоген, порывали с Европой, обретали свой мир на островах Полинезии. Но та же тенденция ощутима в попытке деятелей польской культуры проникнуться народной стихией через личный духовный и житейский опыт. Выспяньский, и не он один в кругу своих друзей, связал свою жизнь с крестьянкой. Для него душа народа — вместилище поэзии.
Разносторонность, человеческая широта творца-художника была идеалом для теоретиков искусства рубежа веков. Выспяньскому дано было своей жизнью в искусстве показывать образец такой полноты и многогранности.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.