В середине двадцатых годов нашего века в Мексике на гребне революционных событий, потрясавших страну, возникло яркое и самобытное художественное движение. Критики не случайно окрестили его «мексиканским возрождением». В творчестве «великой тройки»— Д. Риверы, Д. Сикейроса и К. Ороско — возродилось к новой жизни долгие годы прозябавшее национальное искусство. Однако достижения мексиканских живописцев выходили за национальные рамки. В то время как в работах большинства мастеров европейского авангарда первых десятилетий века живопись оставалась в целом элитарно обособленной от народных масс, в Мексике она стала всенародной и социально действенной, выплеснулась из мастерских и выставочных залов на стены общественных зданий, чтобы рассказывать, учить и вдохновлять на социальную борьбу. Особым, поистине ренессансным размахом отличалось монументальное творчество Диего Риверы.
Ривера родился в городке Гуана-хуато. В 1892 году он переехал с родителями (его отец был инспектором школ) в Мехико, где началось его художественное образование, впоследствии продолженное в Европе. С 1907 по 1921 год Ривера живет в основном во Франции (лишь в 1910—1911 годах он совершает поездку на родину). В Париже он становится свидетелем и участником бурных событий в европейской живописи. Он открывает для себя Сезанна, сближается с Пикассо и другими мастерами парижской школы, пишет целый ряд кубистических полотен. В живописном строе этих картин и частично в самой их тематике ясно ощутимо национальное своеобразие художника. Так, «Сапатистский пейзаж» 1915 года, подобно экзотической южной птице, выделялся на фоне французской живописи и колоритными мексиканскими реалиями, и вызывающе яркими красками, и особой чувственной осязаемостью форм.
После первой мировой войны Ривера, как и большинство других кубистов, приходит к более традиционному, хотя и основанному на современном видении, стилю. Но на этом искания художника не заканчиваются. Его творчество не укладывалось в рамки станковой картины: Ривера стремился и к более мощным формам, и к более широкой аудитории. В поисках исторических аналогий монументального стиля он обращается к мастерам Ренессанса. 1920—1921 годы художник проводит в Италии, где изучает живопись Микеланджело, Мазаччо, Синьорелли, Учелло и Джотто. Особенно сильно захватили его фрески Джотто — пластической энергией, близким современному ощущением формы, а главное, высокой простотой и подлинной народностью своих образов. В Италии созревает решение Риверы сделать свое искусство воплощением мексиканского национального духа. «Тогда я начал понимать,— писал он впоследствии,— что искусство может приобрести всеобщее, мировое значение, если оно глубоко уходит в породившую его почву».
В 1921 году художник возвращается в Мексику, вступает вскоре в Коммунистическую партию и становится одним из организаторов «Синдиката революционных художников». «Сверхзадачей» своего творчества он считает отныне воплощение революционных и социалистических идей, формой — монументальную роспись, обращенную к широким народным массам. Благодаря поддержке либерального министра Васконселоса Ривера получает возможность реализовать свои замыслы. Однако первая его монументальная работа — композиция «Созидание» для Подготовительной школы в Мехико (1921 —1923)—оказалась неудачной. Переполненный впечатлениями от Италии, художник неожиданно впал в академизм и дурного вкуса аллегоризм. Но уже в последующих грандиозных циклах росписей для Министерства просвещения в Мехико и Сельскохозяйственной школы в Чапинго (1923—1929) Ривера находит современный и при этом глубоко национальный монументальный стиль. Его персонажи взяты прямо из жизни, а символическое звучание им придает сам язык живописи — хотя в этих первых росписях еще встречаются элементы неоакадемизма. Уроки Джотто и других европейских мастеров Ривера сочетает с определяющим влиянием национального искусства. В этот период он творчески осваивает великое наследие древней мексиканской пластики, а также народного искусства Нового времени. В его живописи находит прямое воплощение национальное чувство формы и цвета, обусловленное коренными природными и расовыми особенностями Мексики. Резкость контуров, контрастные, яркие краски, создающие впечатление необыкновенной свежести и силы,— все это взято Риверой прямо с натуры. В наполненных сферических объемах его композиций ощущается растительная мощь тропической природы, ее стихийный жизненный напор. Не случайно люди у Риверы часто уподоблены деревьям, а стволы деревьев — телесны. При этом, в отличие от работ Ороско и Сикейроса, динамизм сочетается в его живописи со статикой и равновесием масс.
Ранние фрески художника овеяны романтикой революции. Их темы — социальная борьба, крестьянские восстания, оплакивание погибших пеонов, раздел земли и обучение крестьян, созидательный труд народа и его праздники. Сюда же вплетается тема красоты родной земли — творческий труд человека звучит в унисон с ее мощной плодородной силой. В стиле фресок гротеск и сатира в изображениях буржуазии сочетаются с поэтизацией образов простого народа; композиция строится по принципу подробного рассказа, наглядного и наивно-дидактичного, как на народных картинках.
В последующих, не менее масштабных по размаху циклах фресок во дворце Кортеса (фрагмент) в Куэрнаваке и Национальном дворце в Мехико перед зрителем, подобно кадрам киноленты, развертываются живые картины национальной истории. Здесь и красочные сцены из жизни доколумбовых цивилизаций ацтеков и майя (в этих изображениях Ривера выступает не только как замечательный художник, но и как историк и археолог), и порабощение индейцев испанскими конкистадорами во главе с Кортесом, колониальный период, национально-освободительная борьба, буржуазные революции и герои крестьянских восстаний XX века. В отличие от предыдущих работ, исторические росписи более органично связаны с природой и архитектурой и спаяны в единое эпическое целое — которое является, в конечном счете, выражением единства нации, образующегося от слияния цивилизаций и рас. Живопись Риверы становится средством для познания народом своего прошлого. Художник претворяет при этом не только социально-исторический материал, но
также фольклор, поэтическую и глубоко самобытную народную мифологию.
В начале 30-х годов Ривера выполняет целый ряд монументальных панно и фресок в США (одна из них, с изображением Ленина, окруженного рабочими, была вскоре после ее осуществления уничтожена по требованию заказчика работы — Рокфеллера). В 1934 году художник возвращается на родину и вплоть до последних лет жизни продолжает создавать росписи и мозаики, украшающие современную архитектуру Мехико. Одна из самых впечатляющих поздних работ Риверы — фреска «Воскресный сон в Аламеде». Художник окунается здесь в мир своего детства. Его искусство, сохраняя эпическую объективность, проникается более личностным и лирическим началом, достигает особой поэтической свободы и цельности. Прошлое переплетено в этой композиции с настоящим, мечты — с явью, судьба художника — с судьбой народа. Мальчика Риверу держит за руку «калавера»— смеющаяся смерть, скелет в уборе из листьев маиса — самый глубокий и «мексиканский» из символов народного искусства.
В поздний период творчества Ривера пишет также много станковых картин, среди которых выделяются мажорное по звучанию полотно «Демонстрация 7 ноября в Москве» (1955), написанное во время второго приезда художника в СССР, а также серия насыщенных фольклорными мотивами детских портретов.
«Я хочу, чтобы моя живопись была зеркалом мексиканской жизни»— эти слова Диего Риверы передают главную цель его грандиозного творчества.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.