Гравюра и книга. Сочетание этих понятий обрело новый смысл в первые годы Октябрьской революции. Язык гравюры тогда казался особенно созвучным времени, способным воплотить высокий строй чувств, близких революционной героике. Движение гравюры в книгу — своего рода культ книги — отразило и стремление новой эпохи к синтетическому искусству, связанному непосредственно с производством. Не удивительно, что здесь выдвинулось целое поколение блестящих мастеров, для которых создание художественной книги стало делом всей их жизни.
Таким мастером был Николай Иванович Пискарев. Он не был ни теоретиком, ни законодателем нового стиля гравюры, как Фаворский, и, быть может, не обладал таким гравюрным темпераментом, как Кравченко или Купреянов. Но и Пискарева, при том, что он всегда тяготел к классике, коснулся пафос новых гравюрных идей и книжных начинаний.
Едва ли не в равной мере Пискарев владел всеми тонкостями ксилографии и типографского искусства. Много труда приложил он для осуществления связи гравюры и печатного дела. Преподавал, был автором новых шрифтов и новых типографских украшений. Не говоря уже о том, что чеканный язык его гравюр ввел в эпос революции образы мировой литературы, от Дон Кихота до героев Руссо, Толстого, Пушкина.
Еще, будучи студентом Строгановского художественно-промышленного училища (1904—1916), Пискарев почувствовал вкус к работе с материалом и в материале. Выполнял отдельные книжные работы для московских издательств. Работал в деревообделочной мастерской, учился чеканке по металлу, скульптуре, а затем перешел в графическую мастерскую, где приобщился не только к различным видам графики, но и к типографскому делу, которое было введено в программу обучения. Графической мастерской руководил С. С. Голоушев, который был в то время известным художественным критиком, выступавшим под псевдонимом Сергей Глаголь. Он и отметил в печати первое появление работ Пискарева на выставке произведений графики русских и иностранных художников в московской галерее Лемерсье в 1915 году. Пискарев выставил серию пейзажей Москвы и Петербурга, исполненных в технике цветной линогравюры. В них заметно влияние гравюр А. П. Остроумовой-Лебедевой и акварельных архитектурных пейзажей С. В. Ноаковского. В дальнейшем Пискарев продолжал заниматься акварельной живописью и цветным эстампом, и это многое нам проясняет в его гравюрных исканиях, в его постоянном интересе к пейзажу или в попытках обогатить графику цветом. Но публичное выступление именно со станковыми работами было связано еще и с тем, что в то время как вспоминал сам Пискарев, «только станковый уникальный оттиск, подписанный художником, имел значимость».
Только тогда, когда была нарушена иерархия жанров в искусстве и работа в книге приравнена к другим видам художественной деятельности, талант Пискарева — мастера гравюры и книги — смог развернуться. Одно из самых заметных изданий первых послереволюционных лет — драма А. В. Луначарского «Освобожденный Дон Кихот» с гравюрами Н. И. Пискарева (1922). Это его первый серьезный опыт и в книге, и в гравюре на дереве. Гравюра на обложке, на титульном листе, гравированные фронтисписы, буквицы выстраивали строгую архитектонику книги и вместе с тем заключали в себе характерные черты стиля своего времени, его романтическую символику и риторический пафос. Не случайно известность гравюр давно перешагнула рамки этого издания. Лапидарный образ Дон Кихота, гравированный Пискаревым, стал своего рода гравюрным символом революции.
В эти годы Пискарев — профессор Высших художественно-технических мастерских (Вхутемаса), заведует книгопечатным отделением на графическом факультете. Под его непосредственным наблюдением печатаются многие образцы типографского искусства тех лет. В 1930-х годах он разрабатывает новый вид книжного переплета с жестким прямым корешком.
Сам Пискарев не чурается никакой мелкой гравюрной работы. Он создает новую геральдику труда в эмблемах, книжных знаках, целом цикле гравюрок «Крестьянский труд» (1924). Его привлекают любые мелочи: памятки, приглашения, поздравления — все то, что принято относить к жанру прикладной или домашней графики, он переводит на ювелирный язык гравюры. Особенно много внимания художник уделял шрифту, будь то титульный лист к альбому автолитографий К. Богаевского (1923), где он стремился соединить каллиграфический курсив XVII века с монументальным шрифтом римских архитектурных надписей, или буквицы к «Оптике» Ньютона (1927), где надо было объединить шрифт с изображением. На основе классических образцов шрифтового искусства Пискарев пытался всячески «латинизировать» русский алфавит.
Однако идея синтеза гравюры и книги не получила в нашем печатном деле полного практического осуществления. Это сказалось и на судьбе работ Пискарева. Целые циклы его книжных гравюр так и остались неизданными. Таковы его прекрасные ксилографии к испанской плутовской повести XVI века «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1926) или к «Железному потоку» А. Серафимовича (последние были исполнены для «Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции», 1928). На небольшом пространстве гравюры мастер сумел передать драматические сцены гражданской войны без условной патетики, характерной для его ранних ксилографии.
Самая капитальная работа Пискарева в области книги — двухтомное иллюстрированное издание «Анны Карениной», напечатанное в 1932 году типографией «Гознак» по заказу нью-йоркского клуба любителей редких изданий. Постоянное занятие акварелью, главным образом в жанре пейзажа, несомненно, помогло ему здесь в опытах цветной ксилографии и определило успех особенно пейзажных, лирических сцен романа. Пискарев ввел в книгу большие цветные гравюры, отпечатанные с двух-трех досок. Листы этой серии вошли в классику советской гравюры, не так уж богатую опытами в цветной ксилографии. (В 1977 году издательством «Художник РСФСР» гравюры к «Анне Карениной» были отпечатаны в виде отдельных листов прямо с авторских досок.)
Последние годы жизни Пискарева совпали с годами, когда рисунок, главным образом станковый, сильно потеснил в книге гравюру. И художник больше стал работать в акварели или в эстампе. Но при этом он продолжает разрабатывать новые типы книжного орнамента, шрифта, стремится в старом подмосковном городе Звенигороде, где он жил последние годы, наладить печатное дело.
Новый интерес к книжному искусству, к графике в материале, пробудившийся уже в наше время, заставляет с особым уважением отнестись к памяти и работам этого мастера, которого его современники называли «фанатиком книги».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.