Современному зрителю имя итальянского скульптора Кановы говорит немного. Галерея в ленинградском Эрмитаже, где выставлены его произведения, в том числе собственноручный вариант знаменитой группы «Амур и Психея», особенного внимания не привлекает. Но в свое время Канова был окружен таким восторженным поклонением, какое редко достается художникам при жизни. Почитатели называли его не иначе как «божественным». А круг почитателей был широк — от Наполеона Бонапарта и Стендаля до Гюстава Флобера. Последний рассказывал, что, увидев в Лувре «Амура и Психею», он не мог больше смотреть ни на что другое, и, не удержавшись, поцеловал мраморную руку Психеи: «я целовал саму Красоту».
Канова считал себя верным продолжателем традиций античной классики. В его глазах античная скульптура была не только одним из проявлений художественного гения человечества в известную историческую эпоху, но и непревзойденным вековечным образцом, которому надлежит по мере сил следовать всем и всегда, изучая натуру через его призму. На этом убеждении, вообще характерном для классицизма начала XIX века, Канова одним из первых основал свое искусство; другими словами — он был одним из первых классицистов в скульптуре, притом блистательно одаренным. Только его младший современник, датчанин Торвальдсен, делит с Кановой эти лавры.
Антонио Канова родился в маленьком городке Поссаньо близ Венеции, в семье потомственного каменотеса; обучался у венецианского скульптора Торретти. В годы юности Кановы Италия еще в значительной мере жила художественными традициями барокко и рококо, — хотя тени Древнего Рима уже обретали заново плоть, уже повсюду велись раскопки, возникали из-под пепла Геркуланум и Помпея, а труд Иоганна-Иоахима Винкельмана «История искусства древности» привлекал всеобщее внимание к ценностям античной культуры.
Канова на первых порах был несколько в стороне от нараставшего культа древности, хотя и брал сюжеты из греческой мифологии («Орфей» и «Эвридика», «Дедал и Икар»). Его увлекал элегический мир муз и граций, что было в духе рокайльного XVIII века. Искусство ваяния было у Кановы в крови — он с детства имел дело с обработкой камня в мастерской своего деда, мастера декоративной скульптуры. Занимался он и живописью, писал портреты. Подлинным приверженцем классицистской доктрины Канова стал, когда в 1779 году переселился в Рим, переполненный памятниками древности, познакомился с Ватиканским музеем скульптуры, где были собраны античные статуи, сблизился с теоретиком классицизма англичанином Гамильтоном. Молодой Канова уже тогда был известным художником, но в Риме его слава стала расти день ото дня, подогреваемая его необычайной плодовитостью: он создавал, одну за другой, статуи и сложные группы — все из мрамора («Геракл и Лихас», «Тезей, победитель Минотавра», «Персей с головой Медузы», надгробие папе Клименту XIII в соборе св. Петра и многое другое). Нередко он откровенно подражал известным античным произведениям: например, его «Персей» воспроизводит позу и пропорции статуи Аполлона Бельведерского. Главная сила Кановы — не в мужественных героических образах, а в произведениях «изящного стиля» (употребляя терминологию Винкельмана). В них больше проявлялся собственный склад творческой личности скульптора. Поэтому понятен совершенно исключительный и долго не затухавший успех «Амура и Психеи» (1793) — эта скульптурная группа действительно может рассматриваться как центральное произведение Кановы.
Сюжет почерпнут из поэтической легенды, рассказанной в «Золотом осле» Апулея, издавна пленявшей воображение и художников, и поэтов. (В России Богданович написал на этот сюжет поэму «Душенька», которая была издана с прелестными рисунками Федора Толстого.) Она повествует о романе Психеи (олицетворении человеческой души) и самого бога любви — Амура. Амур перенес Психею в свой чертог и являлся к ней лишь под покровом ночной тьмы, чтобы она не могла увидеть его лица. Когда же Психея попыталась увидеть лик своего тайного возлюбленного, осветив его фонарем, — он исчез.
Канова изображает момент, когда Амур слетает на ложе Психеи, и она, в блаженной сонной истоме, приподнимается к нему навстречу, протягивая руки, касаясь кудрей Амура, как бы желая осязанием возместить зрение. Юные любовники похожи друг на друга, как брат и сестра, тела гибки и мягки, движения проникнуты тем, что на поэтическом языке обычно именовали «томной негой». Чрезвычайная изнеженность этой группы не казалась, однако, приторной даже такому зрителю, как Флобер. Только когда она породила несчетное множество приевшихся салонных подражаний, к ней охладели.
Если же смотреть на произведение Кановы непредвзято, то и сейчас нельзя отказать ему ни в особом шарме, ни в замечательном мастерстве обработки мрамора, ни, главное, в оригинальности и смелости композиции. Венчающие группу поднятые и распростертые крылья Амура, уравновешенные внизу его отведенной ногой и полулежащей фигурой Психеи, кольца рук, как бы продетые одно в другое, создают очень красивый абрис, изысканный, но ясно читаемый: он запечатлевался в сознании восхищенных зрителей, как формула красоты.
Наполеон, завоевав Рим, сделал Канову своим придворным художником, осыпал его почестями и наградами, любил беседовать с ним об искусстве. Он не решился возражать, когда Канова изобразил его обнаженным, в виде античного героя, и только спросил: а не лучше ли, если бы статуя была одетой? Но художник ответил, что язык скульптуры — обнаженное тело и драпировки: «сам господь бог не смог бы сделать ничего прекрасного, вздумай он изобразить ваше величество в брюках и сапогах». Другую статую Наполеона, конную, Канова сделал задрапированной. Он делал также портреты членов семьи императора, особенной известностью пользовалась статуя Полины Боргезе в виде Венеры.
Авторитет Кановы не уменьшился после падения Наполеона: он был так велик, что ему удалось в 1815 году добиться возвращения в Италию произведений искусства, вывезенных Наполеоном во Францию.
В конце жизни Канова работал над необычным для него сюжетом — скульптурной группой «Пьета». Она осталась незаконченной, художник умер у себя на родине.
У него было много учеников и еще больше подражателей. Можно сказать, что вся салонная академическая скульптура середины века, так или иначе, отправлялась от Кановы. С угасанием неоклассицистических течений к наследию Кановы начинали относиться все более критически. В XX веке Канову вообще почти перестали вспоминать. Пример Кановы показывает, как изменчивы художественные вкусы и воззрения, в какой степени они зависят от духа времени. Объективная оценка его искусства, поскольку она вообще возможна, требует достаточно большой исторической дистанции, и, по-видимому, лежит где-то посередине между неумеренными восторгами и пренебрежительным отрицанием всяких достоинств. Историческая роль Кановы сходна с ролью Энгра в живописи. Оба они считали себя носителями единственно великой, единственно плодотворной для всех времен классической художественной традиции, в чем, очевидно, ошибались. Но оба в рамках своей доктрины, бессознательно ее, нарушая, создали ценности, способные увлекать современников. Энгр уже «реабилитирован» временем, возможно, что и Канове предстоит в будущем более справедливая и спокойная оценка его заслуг перед искусством.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.