Петр Александрович Алякринский — человек разностороннего дарования. Он занимался иллюстрированием и оформлением книг, создавал агитплакаты, был реставратором архитектурных памятников.
Родился он в Орле. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у прекрасных педагогов — С. В. Иванова и А. М. Васнецова. Его ранние работы стали появляться на выставках с 1910 года. 1917 год застал Алякринского художником театра в Рязани. А в 1918 году он начал преподавательскую деятельность в художественной школе и в Свободных художественных мастерских в Ярославле. В этот же период Алякринский руководит художественным отделом местного РОСТА, пробует свои силы в плакате. В 1922 году он переезжает в Москву. Здесь молодой художник начинает с рисунков для газет и журналов («Красная Нива», «Безбожник», «30 дней»). Позже переходит к оформлению книг в серьезных крупных издательствах — Гослитиздате, Детгизе.
В 30-е и 40-е годы Алякринский много работает как иллюстратор книг для юношества, таких как «Четвертый блиндаж» А. Гайдара, «Овод» Э. Войнич, «Аэлита» А. Толстого, «Великое противостояние» Л. Кассиля. Широкую известность приобрели его иллюстрации к сказкам для детей («Красная шапочка» Шарля Перро, «Кот в сапогах» В. А. Жуковского) и басням И. А. Крылова (1942—1946).
С годами Алякринский выработал свою творческую манеру. В основе ее лежит верность жизненной правде, стремление к точности и тщательности в передаче деталей.
В рисунках художника уверенная линия, обрисовывающая контур пластической формы, сочетается с мягкими пятнами растушевки, делающими ее наполненной. Он создает пластическую форму, конкретную, материальную. Таков, например, рисунок Алякринского «Крестьянская девушка» из серии «Деревня Починок на Волге» (1925—1926), находящийся в Государственной Третьяковской галерее.
В годы Великой Отечественной войны Алякринский обратился к массовому, агитационному искусству, он стал делать агитплакаты и плакаты-лубки. Патриотическая тема захватила его, уже в послевоенный период им создан портрет А. В. Суворова — традиционный парадный портрет полководца в овальной раме, окруженной лавровым венком.
В послевоенные годы наиболее значительной работой художника стали многочисленные иллюстрации (более 200) к роману А. М. Горького «Клим Самгин», которым предшествовали десятки и сотни подготовительных рисунков с натуры.
Более пяти лет (с 1950 по 1955 год) работал он над этими иллюстрациями, исполненными тушью на картоне (они находятся в музее А. М. Горького, в Москве). В них раскрывается и мастерство художника, и его большой жизненный опыт. Пристально вглядывается он в характеры людей, беспощадно высвечивает их сущность, все тайные стороны души. Беспощаден он и к самому Климу Самгину, и к Дунаеву, и к Варавке.
Огромной теплотой и любовью пронизан портрет А. М. Горького (литография), который был создан Алякринским в 1949 году. Это совсем не парадный портрет, писатель изображен в обычной для него рабочей обстановке. Сняв очки, Горький на минуту оторвался от книги, лежащей на коленях. Это портрет человека, много думавшего, много испытавшего в жизни. Знакомый ежик волос на голове, знакомые горьковские торчащие усы, кустистые брови, а вот глаза — глубокие, печальные, обращенные внутрь, глаза старого человека.
Художник верен своей манере. Так же как в иллюстрациях к «Климу Самгину», в портрете аксессуары даны очень скупо: простое деревянное кресло, застекленные шкафы на заднем плане. Тщательно прорисованы детали (вплоть до пуговиц на пиджаке), фактура ткани одежды. Но это не отвлекает внимания зрителя, не мешает воспринимать образ писателя в целом.
Заслуги Алякринского в деле развития советского искусства были отмечены присвоением ему звания заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1945 году.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.