50-е годы XIX столетия для русской живописи ознаменовались появлением плеяды талантливых художников-жанристов. Перед картинами В. Перова и Л. Соломаткина, В. Пукирева и А. Юшанова, А. Чернышева и А. Волкова «всегда стояла толпа радостная, одушевленная, сильно заинтересованная и полная людей, помогающих друг другу разглядеть и схватить каждую подробность в картине». Так писал о них знаменитый критик, пристрастный очевидец тогдашней художественной жизни В. В. Стасов. Широкий общественный резонанс, который вызывало их искусство, объяснялся тем, что в произведениях этих живописцев поднимались животрепещущие проблемы современности: жизнь простого люда, показанная с большим сочувствием, без утрирования или идеализации, судьба русской женщины, социальное неравноправие. Вскрывались пороки различных слоев общества — чиновничества, духовенства, дворянства.
К этой плеяде художников принадлежал и Андрей Андреевич Попов. Как правило, творческую судьбу их можно уподобить яркой, но недолгой вспышке. Разночинцы по происхождению, не приобретшие ни серьезного общего, а зачастую и профессионального образования, ни необходимого материального достатка, они не могли утвердиться достаточно прочно в социальном отношении. Творческой энергии хватало на 10—15 лет, и умирали они, зачастую, в полной нищете и безвестности. Все они были художниками по преимуществу одной картины. Даже такого гиганта, как В. Перов, наиболее полно среди них реализовавшего свои творческие возможности, не обошли многие общие для этого круга художников превратности и невзгоды.
Причудливой и вместе с тем такой обычной была судьба и Попова. Художник «по живописи народных сцен», удостоенный самим Теофилем Готье почетного
звания «русского Теньера», он в 1868 году выставил в Петербурге картину «Балаганы в Туле на святой неделе». По сути дела, это был итог творческой жизни тридцатишестилетнего художника. Позади остались годы учебы в Академии художеств (1846— 1860), десяток небольших жанровых полотен, пенсионерская поездка по Европе и возвращение в свой родной город Тулу, давший богатый материал для его последней картины. А предстояли художнику еще почти три десятка лет скитаний по провинции, случайные заказы, постепенное угасание.
Эта тусклая будущность представляется парадоксальной, когда смотришь на его «Балаганы в Туле» — столько в этой картине неподдельного мастерства, понимания неповторимого колорита провинциальной жизни, запоминающихся народных типов, столько вкуса и тонкой поэзии.
Точно и умело, расположены все основные группы картины, каждая из которых как бы «завязана» своим сюжетно-повествовательным узлом. Слева мужики с интересом рассматривают и обсуждают какое-то балаганное диво, к ним спешит, остерегаясь грязи и приподняв на руки мальчика, принаряженная семья из мещан или купцов, рядом дети окружили мороженщика. Второй и третий планы не менее занимательны и разнообразны — здесь и солдаты, следящие за представлением «магического» театра, и разноликая толпа вокруг стола с самоваром и напитками, и крестьянская семья, приехавшая в город, да так с телеги и взирающая на забавные приключения Петрушки. Картина кажется густонаселенной, художник немногими группами создает ощущение большой оживленной толпы и в то же время, искусно варьируя социальные и портретные характеристики, лишает ее монотонности. Сюжетные связи здесь не выявлены до сколько-нибудь развернутых коллизий, что, в свою очередь, придает картине художественную цельность. Это выгодно отличает произведение Попова от таких, например, однотипных полотен, как «Развал» Е. Сорокина или «Обжорный ряд в Петербурге» А. Волкова. Попов в отличие от них не стремится ни к максимуму красноречивых подробностей, ни к подчеркнутой новеллизации мизансцен, ни к комической деформации. Его удачный опыт построения многофигурной картины тем более показателен, что даже у В. Перова, как он ни бился, не удались в это же время ни «Праздник в окрестностях Парижа», ни «Толкучий рынок в Москве».
Общая созерцательно-поэтическая атмосфера, характерная для картины Попова, находит свое органичное выражение и в городском пейзаже, который является здесь полноценным «участником» общего действия.
Несмотря на очевидные свои достоинства, полотно Попова успеха не имело. Более того, само искусство художника с присущими ему чертами бесконфликтности, пассивности идейно-образного строя, лирической повествовательностью оказалось как бы вне ведущих тенденций жанровой живописи того времени. В самом деле, если вспомнить иные картины В. Перова, полные критического и даже сатирического напряжения, образного драматизма, вскрывающие язвы социальной жизни, или произведения художников, тяготеющих к нему — Н. Неврева, П. Шмелькова, Л. Соломаткина, то невольно кажется, что Попов отстал от них на целое десятилетие.
Он остался художником пятидесятых годов, поры расцвета бытописательской живописи, когда бытовой жанр обогатился новыми темами и образами, вышел на деревенские улицы и городские площади, приобрел более осознанную программность. И в творчестве Попова нашли свое выражение лучшие черты жанровой живописи того времени — любовь к своему предмету изображения и прекрасное знание его, стремление к правде характеров и утверждение естественной и своеобразной красоты народной жизни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.