Прославленный в свое время живописец, архитектор и поэт Франческо Солимена своим творчеством связывает две эпохи, барокко и рококо. Пожалуй, главное внимание он уделял живописи, расписывал церкви, но писал также и алтарные образы, и картины на религиозные и аллегорические темы, и портреты. Если бросить взгляд на живопись Солимены в целом, на все эти толпы людей, «населяющих» его фрески и картины, парящих в воздухе, теснящихся на земле, бурно жестикулирующих или, наоборот, подчеркнуто застывших в молитвенных позах, то ясно будет, где следует искать истоки его стиля. Он очень близок выдающимся мастерам старших поколений — Джованни Ланфранко, Пьетро да Кортона, Луке Джордано, которые в течение всего XVII столетия развивали так называемый монументально-декоративный стиль. Сущность их искусства заключалась в том, что живописью своей они должны были создать иллюзию безграничного пространства, населенного персонажами священной истории или мифологии, пространства, скрадывающего реальные границы помещения, в котором находится изображение.
Таким образом, например, свод церкви превращался в бездонное небо, в которое бесконечно погружались вереницы парящих ангелов и святых, стены как бы исчезали, открывая вид на обрамленные прекрасной архитектурой площади или роскошные парки, а на парусах, поддерживающих своды, искусная роспись создавала иллюзию балконов, полных пестро разодетого народа. Войдя в такое помещение, зритель совершенно неожиданно попадал в огромный причудливый мир, казавшийся абсолютно реальным. Самыми глубокими своими корнями этот стиль восходит к росписям Микеланджело в Сикстинской капелле и к шумным многофигурным композициям венецианцев, Веронезе и Тинторетто, но впервые по-настоящему осмыслен и оформлен он был братьями Карраччи. Однако если у Карраччи интерьер украшен отдельными композициями, то их ученик Лан-франко превратил огромные поверхности стен в единое живописное пространство. Далее развитие стиля идет по линии еще большей связанности всех частей декорации интерьера, новых пространственных изобретений и декоративных находок. Уже у Пьетро да Кортона стиль достигает максимального размаха, на стенах зданий он творит целый новый мир, растворяющий реальную пространственную оболочку.
А Лука Джордано заставляет своих персонажей принимать экстатические позы и жестикулировать исключительно бурно, благодаря чему созданный его кистью волшебный мир приобретает острую эмоциональность, накал чувств и становится особенно достоверным. Следующее слово было сказано Солименой.
Солимена был младшим современником Луки Джордано и его земляком (оба они из Неаполя). Работы Джордано были для него долгое время образцом, достойным подражания. Это ощущается даже в зрелой работе Солимены, написанной в 1689 году фреске церкви Сан Паоло Маджиоре в Неаполе, которая изображает гибель Симона волхва. В истории этого персонажа художник выбрал кульминационный момент. Симон, с помощью злых духов, вознесшийся на небо, был свергнут оттуда апостольской молитвой. Конечно, подражая Луке Джордано, Солимена воспроизвел целую бурю чувств у всех участников и свидетелей: в небе, гонимые ангелом, злые духи испуганно улетают; сам волхв, перевернувшись вниз головой, вот-вот рухнет на землю, где в напряженной молитве застыл апостол и бурно жестикулирует народная толпа.
Однако Солимена внес в систему изображения ряд новшеств. Прежде всего, это его пространственные изобретения. Художник ввел в композицию в качестве фона высокую крытую галерею на колоннах, которая глубокой дугой как бы вдается далеко внутрь картины и создает иллюзию выгороженной ею огромной площади. Заполнив средний план изображением динамичных фигур, Солимена удачно создает впечатление, что площадь запружена волнующимся народом. Наконец, мотив галереи дает мастеру повод разместить людей, наблюдающих за драмой, даже наверху, высоко над площадью. Открытия Солимены удобно проследить на фреске «Вера, Надежда, Любовь» в той же неаполитанской церкви. Композиция включает только три женские и три детские фигуры, но с помощью свободного разнообразия их поз, жестов и ракурсов, не прибегая к нервной взвинченности Джордано, художнику удалось достичь ощущения необычайной легкости и подвижности. Оно поддерживается также прихотливо клубящимися складками одежд и самой живописной манерой: мазки свободно скользят по форме, так что она кажется созданной несколькими движениями кисти; чертам лиц свойственны безмятежность и простота в соединении с изяществом. Предвосхищение стиля рококо в этой фреске вполне очевидно.
Еще большая мягкость очертаний, нежность и даже галантность свойственны картине «Агарь в пустыне» 1690 года из галереи дель Банко в Неаполе.
Полное развитие всех нововведений Солимены показывают его поздние работы, такие, например, как фреска «Юдифь с головой Олоферна» 1720 года. Это произведение, так же как фреска «Гибель Симона волхва», было повторено затем на полотне. Сюжетом Солимене послужила библейская история об отважной девушке, которая, спасая свой народ от страшных завоевателей, обманула их предводителя Олоферна и отрубила ему голову. Для изображения мастер избрал момент, когда Юдифь с головой Олоферна триумфально шествует по родному городу. Художник вполне свободен здесь от влияния Джордано; многочисленные персонажи сцены стали гораздо спокойней, скульптурней, изящней. Особенно замечательна стройная фигура Юдифи, спускающейся по ступенькам, написанная в сложном ракурсе. В изображении огромного пространства Солимена с помощью различных архитектурных построений достиг виртуозности. Персонажи не толпятся, вся сцена облегчена и сгармонирована.
Жизнь Франческо Солимены протекала гладко и успешно. Родившись в Канале ди Серино близ Неаполя, он в юности прибыл в этот город, в котором безвыездно, за исключением кратковременной поездки в Рим в 1701 году, провел все свои дни. Искусству обучал его сначала отец, а затем Франческо ди Мариа. Работы его жаждали приобрести все — духовные ордена и дворяне, правительства итальянских городов и короли Франции, Испании и Германии. Такой же успех он имел в области архитектуры. При Солимене Неаполь трижды переходил из рук в руки: шли войны за испанское наследство. Но все правители, казалось, соревновались в покровительстве искусству и осаждали художника заказами. Особенно щедры были австрийские вице-короли, владевшие Неаполем с 1707 по 1735 год. Экспортом произведений Солимены они способствовали росту его популярности в Европе. Художник имел множество учеников и стал весьма богатым человеком, обладавшим не только дворцами и землями, но и баронским титулом. Однако он продолжал вести скромную жизнь.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.