Внимание многочисленных посетителей знаменитых дворцов в Архангельском, Ломоносове (Ораниенбаум), Петродворце не могут не привлечь залы, названные то «Салоном Ротари», то «Кабинетом Ротари», то «кабинетом Муз и Граций». Их внутреннее убранство представляется довольно причудливым современному зрителю. Стены этих залов сплошь увешаны живописными изображениями женских головок, девушек, занятых рукоделием или чтением, пишущих письмо или примеряющих различные костюмы, держащих в руках то молитвенник, то гитару, театральный бинокль или букет цветов. Художник воспроизводит самые разные возрасты, темпераменты, душевные состояния. Невозможно перечислить богатейшую гамму эмоциональных оттенков — девушки грустят и смеются, выказывают чувствительную нежность и лукавую игривость, им присущи утонченная грация и кокетливое жеманство. Поражает способность мастера извлекать все новые и новые вариации из такой, на первый взгляд, довольно ограниченной темы. И при этом он остается всегда в пределах естественного человеческого образа и высокого вкуса, не опускаясь до салонной слащавости и не уходя в область холодных и надуманных аллегорий. Незаурядный артистизм исполнения, тончайшие модуляции светотеневых оттенков, изысканная колористическая манера, построенная на блеклых и теплых догорающих тонах — все это придает портретным сериям Ротари впечатляющий декоративный эффект и свидетельствует о большом его опыте.
Граф Пьетро Антонио Ротари родился в Вероне, учился живописному и гравировальному искусству в Венеции, Риме, Неаполе у известных итальянских художников Д.-Б. Пьяцетты, Ф. Тревизани, Ф. Солимены. Много работал в области исторической и церковной живописи, но главные его достижения были связаны с портретом. В этой сфере он успешно подвизался при дворах императрицы Марии-Терезы в Вене и Августа II в Дрездене. Слава его дошла и до русской императрицы Елизаветы Петровны, которая пригласила художника в Петербург. Ротари приехал в Россию в 1756 году, был сразу же осыпан милостями императрицы и всевозможными заказами. «Беспорядочная и своенравная русская барыня», как писал В. Ключевский о Елизавете, соединившая «новые европейские веяния» с «благочестивой отечественной стариной», при посредстве своих фаворитов и помощников осуществила значительные культурные мероприятия, развернула крупное дворцовое строительство. В 1747 году при Академии наук был учрежден Художественный департамент, в 1755 году открылся Московский университет, в 1757 учреждена Академия «трех знатнейших художеств». Возводились огромные дворцы в Царском Селе, Петергофе, строился Зимний дворец. Для осуществления широких художественных начинаний приглашаются иностранные архитекторы, художники, мастера. Почти одновременно с Ротари в Петербурге появляются французский живописец Л. Токке, датчанин В. Эриксен, итальянец С. Торелли.
В Петербурге Ротари жил на широкую ногу, его дом стал достопримечательностью, куда приглашались многие именитые гости столицы. Художник пишет религиозные картины, исторические композиции — таковы «Венера и Адонис», «Рождество Христово», «Александр и Роксана», но более всего — портреты. Он «писал почти весь двор и множество частных лиц и дам»,— как отмечает в своих «Записках о живописи и живописцах в России» Якоб Штелин, бывший в ту пору директором Художественного департамента. Он же характеризует Ротари - портретиста, как «превосходного мастера в передаче экспрессии». Его портреты И. И. Шувалова, А. М. Воронцовой, П. Б. Шереметева, Павла I и др. высоко ценились, почитались образцовыми и копировались вплоть до начала XIX века. Известны копии его портретов, сделанные крупными русскими мастерами — A. А. Антроповым, И. П. Аргуновым, Ф. С. Рокотовым.
Надо отдать должное итальянскому художнику — он не только портретировал знать, тем самым, упрочивая свое общественное и материальное положение. С 1756 по 1759 год Ротари руководил частной мастерской, где безвозмездно обучал русских живописцев. Среди них лучшим его учеником, с гордостью вспоминавшим о похвалах учителя своим работам, был Алексей Антропов. Кстати сказать, знаменитый его портрет А. М. Измайловой был как раз экзаменом Антропова на звание живописца по окончании обучения в мастерской Ротари.
Из собственных портретных произведений Ротари наиболее значительными можно признать «Автопортрет» и «Портрет архитектора B. В. Растрелли». Образные характеристики лишены здесь налета парадной лести, правдивы и человечны. Стилистически они более строги, в них угасают элементы осентименталенного рококо, которые дают себя знать особенно в женских портретах.
Знаменитые «головки» Ротари, которыми он вошел в историю русского искусства, пользовавшиеся в свое время огромным успехом, нельзя назвать лишь безделками мастера на потребу именитых заказчиков. Их гуманистическая по своей сути природа, демократизм позиции автора, равно внимательного к оттенкам чувств в образах горожанки и поселянки, пилигримки и старухи дуэньи, высокие художественные достоинства наводят на мысль о некой просветительской основе, заключенной в них, когда художник выступает своего рода «воспитателем чувств», раскрывающим богатство эмоциональной жизни человека, утверждающим новые позитивные качества человеческой природы, лежащие вне привычных социальных или религиозных ценностей.
Несомненно, что блистательные достижения русского портрета второй половины XVIII и начала XIX века, связанные с именами Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, учитывают в какой-то степени и благотворное влияние искусства Ротари — в этом его несомненная заслуга перед русским искусством.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.