Николай Константинович Рерих вырос в очень культурной семье. Дом Рерихов посещали многие известные ученые, исследователи, писатели, художники, общение с которыми во многом определило судьбу одаренного мальчика.
Разносторонность интересов Рериха привело к тому, что в 1893 году он становится одновременно студентом Петербургского университета и Академии художеств. Его непосредственным наставником в Академии был замечательный пейзажист А. И. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования начинающего художника сыграли великий И. Е. Репин и известный критик В. В. Стасов. С первых лет пребывания в Академии Рериха привлекали темы исторического прошлого Родины. Именно тогда задумал он оригинальную серию картин «Начало Руси. Славяне». В 1897 году была написана первая картина из этой серии «Гонец. Восстал род на род», в которой проявилось своеобразие подхода Рериха к исторической теме. Художника больше всего привлекала возможность создания широкой поэтической картины жизни древних славян.
В это время академическими властями был отстранен от преподавания А. И. Куинджи. Выражая ему свою любовь и верность, покинули Академию ученики Куинджи. Тем не менее, в 1897 году Н. К. Рерих получил звание художника. С 1900 по 1901 год он живет в Париже, где завершает свое прерванное образование. После «Гонца» Рерих создал такие произведения, как «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Идолы» (1901), «Заморские гости» (1901), «Зловещие» (1901), «Город строят» (1902), «Бой» (1906). Все это время он много работает, активно участвует в выставках.
Выработав определенные принципы своего понимания исторической живописи, Рерих ищет в искусстве средства, которые наиболее полно способствовали бы их воплощению. Естественно в этой связи его обращение к народному творчеству. Интерпретация художником образов, красок, форм приобретает былинно-сказочный характер. Его полотна отличают подчеркнутая декоративность, яркость цвета. В некоторых из них явно проступают черты стилизации.
Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Поморяне. Утро» (1906), «Человечьи праотцы» (1911), «Волокут волоком» (1915), «Змиевщина» (1906), «Заклятие земное» (1907), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1916).
В 1903—1904 годах Рерих совершил большое путешествие по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этого путешествия он привез около девяноста картин, на которых воспроизвел лучшие создания гениальных творцов прошлого.
В это время Рерих ведет активную борьбу за сохранение памятников старины, сотрудничает в ряде журналов, руководит школой Общества поощрения искусств, создает монументальные росписи и очень успешно выступает в качестве театрального художника (оформление оперы «Князь Игорь» Бородина, 1909 и 1914; балета Стравинского «Весна священная», 1910; драмы Ибсена «Пер Гюнт», 1912).
Рерих был далек от понимания содержания и характера борьбы революционного пролетариата. Однако он хорошо осознавал антинародную, реакционную сущность самодержавного строя России и ощущал его непрочность. Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразились в цикле символических картин художника: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).
Октябрь 1917 года застал Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершает выставочное турне по США, где он и поселился на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту и организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят новые темы: природа Гималаев и Тибета, предания и легенды их жителей. Здесь в Индии, в долине Клу, он работает над своими живописными полотнами. Так же как в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих раскрывает в них характер страны, в которой живет. Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо»).
Никогда не покидали художника темы и образы родной страны. Свидетельство тому картина «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).
В 1947 году Н. К. Рерих активно готовился к возвращению на родину. Но болезнь и смерть помешали осуществлению давнего желания художника. Свои произведения он завещал советскому народу.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.