Василий Дмитриевич Поленов — один из ярких представителей демократического направления русского реалистического искусства последней трети XIX — начала XX века. Необычайно разносторонние творческие и общественные интересы художника были целиком посвящены идеям служения своему народу.
Поленов родился в Петербурге в 1844 году. Мать его — художница, отец — член-корреспондент Академии наук, археолог и библиограф, также большой любитель и знаток искусства.
В 1863 году Поленов поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1871 году по классу исторической живописи. За свою конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира» художник получил золотую медаль и право поездки за границу на шесть лет. Параллельно с Академией художеств Поленов по настоянию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1872 году Поленов выехал в путешествие по Австрии, Швейцарии, Германии, Италии и Франции. С 1873 по 1876 год он оставался в Париже в кругу своих близких друзей — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. П. Боголюбова и других русских художников. В этот период им были написаны картины на исторические сюжеты: «Право господина» (1874), «Забава Цезаря» (1876), «Арест гугенотки» (1875); за последнюю Поленову было присвоено звание академика.
Вернувшись из-за границы в Россию ранее положенного срока, Поленов участвует добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне, поводом для которой послужили восстания в Боснии и Герцеговине против турецкого ига, а в 1877—1878 годах — уезжает на фронт русско-турецкой войны в качестве художника при штабе Рущукинского отряда.
В 1878 году Поленов поселяется в Москве и впервые участвует в выставке Товарищества передвижных выставок своей картиной «Московский дворик» (1878). Эта работа положила начало новому этапу творческой биографии художника. Камерные, интимные мотивы обретают в его созданиях глубокий лиризм, большую человечность и теплоту в передаче национального своеобразия русской природы. Вслед за «Московским двориком» появляются картины «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Старая мельница» (1880) и прочие, в которых Поленов продолжает развивать лучшие традиции реалистического русского пейзажа.
Став членом Товарищества в 1878 году, Поленов в течение сорока лет ежегодно участвует в выставках. Последний раз художник выставил свое большое полотно «Ледоход на Оке» в 1918 году, когда ему было уже 74 года.
В 1881—1882 годах Поленов совершил путешествие в Египет, Сирию и Палестину, а зиму 1883—1884 годов провел в Риме. Во время заграничной поездки художник написал множество этюдов, собрал огромный материал для исторической картины на библейский сюжет «Христос я грешница», которая была закончена им в 1887 году.
Новый подъем в творчестве Поленова связывают обычно с его переселением в 1890 году в имение «Борок» (ныне Поленово), расположенное на живописнейшем берегу Оки близ Тарусы. Здесь перед художником открываются новые аспекты красоты русской природы. Он как бы впервые ощутил ее силу, размах, раздолье неоглядных далей. В пейзажах «Ранний снег» (1891), «Золотая осень» (1893), «Стынет» (1893), «Ока с высокого берега» (1898) лирическое настроение сочетается с определенным эпическим звучанием.
Усадьба В. Д. Поленова, построенный им дом с мастерской и небольшим художественным музеем стали теперь Государственным заповедником.
Много сил и внимания уделял Поленов педагогической работе. В течение двенадцати лет, с 1882 по 1894 год, он был старшим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В числе его учеников — И. Левитан, В. Серов, К. Коровин, А. Остроухое, А. Головин, К. Юон, В. Борисов-Мусатов, П. Ульянов, Е. Татевосян и многие другие.
Одновременно с энтузиазмом и горячим увлечением Поленов работает в театре. Деятельность Поленова как театрального художника вначале в основном была связана с Мамонтовским кружком и Мамонтовской оперой, где он участвовал в оформлении более двадцати спектаклей. Среди них — декорации к операм «Фауст» (1882), «Уриэль Акоста» (1885), «Орфей и Эвридика» (1887). Работы Поленова для театра, в которых он стремился поднять воспитательную и художественную роль последнего, оставили столь же глубокий след в отечественной школе декорационного искусства, как и его пейзажи в русской реалистической живописи.
Поленов был одаренным музыкантом, автором романсов, ораторий и даже оперы «Призраки Эллады», которая в 1906 году исполнялась в Большом зале Московской консерватории.
В начале 900-х годов Поленов стал во главе организованного им общедоступного Народного театра. В этом театре Поленов сам ставит спектакли, пишет декорации, читает лекции, выступает с докладами, а в советские годы, неустанно продолжая
начатую работу, собственноручно исполняет более тридцати образцов типовых декораций для самодеятельных театральных коллективов, выступающих в деревнях, на фабриках, в школах.
Последней работой художника в этой области была специально придуманная им «Диорама» (1921) — небольшой передвижной теневой театр, с которым Поленов в годы гражданской войны ездил по окрестным деревенским школам, показывая детям занимательное «Кругосветное путешествие».
Неутомимая многогранная художественная и общественная деятельность Поленова явилась живым воплощением идеалов передовой русской интеллигенции. А. В. Луначарский назвал В. Д. Поленова истинным другом «народных масс, стремившимся придвинуть к ним достижения того высокого искусства, для которого он сам жил».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.