Эдуард Мане — один из блестящих художников второй половины XIX века — явился подлинным реформатором француз кой живописи, встав на путь поисков новых средств художественной выразительности.
Мане родился в семье крупного чиновника. Отец хотел видеть сына юристом, а тот мечтал стать художником, увлекался рисованием и, еще, будучи учеником колледжа, много времени проводил в Лувре. Мастерская известного в то время Тома Кутюра — живописца салонно-академнческого направления — стала его первой школой в искусстве. Мане постоянно конфликтовал со своим «мэтром», который мешал проявлению всякой творческой инициативы, и для души занимался копированием полотен Тициана, Греко, Мурильо, Веласкеса, Хальса и Рубенса. Творчество именно этих мастеров сыграло большую роль в формировании таланта художника.
Первый большой успех пришел к Мане в 1861 году, когда Париж увидел его картину «Испанский певец». Вслед за этой работой появляются «Лола из Валенсии», «Уличная певица», многофигурная композиция «Музыка в садах Тюильри». Совершенно особенное отношение вызвала к себе картина «Завтрак на траве» (1863). Здесь уже проявилось нечто новое, необычное. Сюжет был, в сущности, прост. Двое парижан расположились на зеленой лужайке в обществе двух женщин. Но с точки зрения ханжеской буржуазной мора mi эта картина оказалась неприемлемой и прежде всего потому, что мужчины были изображены одетыми, а женщины — обнаженными. Необычной представлялась и манера исполнения. Яркая и сочная гамма открытых цветов, свободное письмо крупными мазками, смелая и выразительная линия, игра световых бликов, создававших иллюзорность движения воздуха,— все это неоспоримо ценное в творчестве Мане раздражало буржуазную публику. Правда, находились современники, с восторгом отзывавшиеся о работах художника. И среди них — будущие импрессионисты, которые, подобно Мане, искали новые пути в искусстве. Горячим поклонником и пропагандистом творчества Мане стал писатель Эмиль Золя. В защиту художника он писал страстные и гневные статьи. В одной из них говорилось: «Вы знаете, какое действие оказывают картины Мане в Салоне. Они попросту пробивают стену. Вокруг них выставлены сласти модных кондитеров от искусства...»
Точно так же, как «Завтрак на траве», была принята «Олимпия» (1863), о которой Золя сказал: «Он познакомил нас с Олимпией, с девушкой наших дней, которую вы встречаете на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинялую шерстяную шаль».
Картина «Олимпия» производила удивительное впечатление своей красочной изысканностью. На фоне блестящих зеленых Драпировок выделялось светлым пятном нежно-розовое тело молодой женщины, лежащей на палевом платке, расстеленном поверх голубой простыни. Негритянка, одетая в пышные розовые одежды, черный кот и яркие цветы в букете дополняли гамму.
В произведениях, написанных после 1873 года, таких, как «Аржантейль», «Клод Моне в саду», «Белье», довольно отчетливо проявляется тяготение к импрессионизму. Но Мане никогда до конца не терял связи с классическими традициями. Об этом с наибольшей яркостью свидетельствует портрет гравера Э. Бело, известный у нас под названием «Кружка пива». Здесь явно чувствуется влияние творчества Фр. Хальса.
Мане был признан лишь к концу жизни. Его полотна заняли, наконец, достойное место в Салоне. Но не это было важно художнику. Широкое, признание свидетельствовало, что его поиски нового пути в искусстве увенчались успехом. Такие шедевры Мане, как «Бар в Фоли-Бержер» (1881) и «Нана» (1877) свидетельствовали о стремлении художника к широкому охвату жизненных явлений и непосредственно чувственной их интерпретации. В последний год жизни, прикованный тяжелой болезнью к кровати, Мане пишет только натюрморты.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.