«...Художник есть критик, общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразятся его миросозерцание, его симпатии, антипатии и главное,— та неуловимая идея, которая будет освещать его картину».
Эти слова принадлежат выдающемуся русскому живописцу и прогрессивному художественному деятелю Ивану Николаевичу Крамскому — страстному защитнику и проповеднику большого содержания в искусстве, его общественной и воспитательной роли.
Крамской родился в городе Острогожске б. Воронежской губернии, в семье писаря. Пятнадцати лет он был отдан в учение к местному иконописцу, а позднее поступил к фотографу ретушером и, покинув свои родные края, долго странствовал с ним по России.
В 1857 году, уже достаточно опытным и подготовленным, Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств, перед которой он, по его собственным словам, благоговел и замирал. Однако, едва начав свое обучение в Академии, Крамской уже становится в оппозицию к косной традиционности академических методов, осознав, что сила искусства в обращении к реальному миру человека, в передовых идеях, волнующих современников. В 1863 году Крамской возглавляет группу учащихся, которые отказались писать картину на заданную тему. Это был знаменитый «бунт четырнадцати», происшедший под влиянием освободительных идей и вскрывший кризис не только Академии, но и всего официального дворянского искусства, идеалистической эстетики. «Бунт четырнадцати» положил начало новой демократической организации художников, ни от кого не зависящей. Группа выпускников, возглавляемая Крамским, демонстративно выйдя из Академии, образовала Артель художников. Делу Артели Крамской отдавал все свои силы. Когда он заметил в среде членов Артели склонность к беспринципным компромиссам с Академией, он вышел из нее. Вскоре после его ухода Артель распалась. Позднее Крамской принял активное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870) и стал его идейным вождем. Товарищество передвижников явилось средоточием всех прогрессивных художественных сил России, главным оплотом борьбы против антиреалистических, реакционных течений в русском изобразительном искусстве.
Первые годы собственной творческой деятельности Крамского были посвящены, в основном портрету. Художник писал портреты в новой, изобретенной им самим, технике — мокрым соусом, стремясь к правдивому изображению внешнего облика портретируемого. Большим творческим достижением Крамского явился знаменитый автопортрет (1867), открывший собой целую галерею образов передовых людей того времени, посвятивших себя служению общественным интересам. Эти портреты Крамского воспроизводят не только множество неповторимых, оригинальных характеров, но и определенный социальный тип. Художник, как правило, изображал людей погруженными в глубокое раздумие, сосредоточивая внимание на их лице, выражении глаз, выявляя большую душевную цельность, благородство, глубокий ум портретируемых (Л. Н. Толстой, 1873; Н. А. Некрасов, 1877; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879; И. И. Шишкин, 1880).
Прямым выражением демократических идеалов Крамского было его обращение к крестьянским образам. Крестьянин, мужик изображался художником без малейших прикрас, без идеализации, с глубокой индивидуальной и социально-психологической характеристикой, верой в народные силы («Крестьянин», 1871; «Пасечник», 1872; «Созерцатель», 1876; «Полесовщик», 1874; «Крестьянин с уздечкой», 1883).
Значительным произведением Крамского явилась картина «Христос в пустыне». Первые ее наброски были сделаны в 1867 году, но появилась она лишь спустя пять лет на 2-й Передвижной выставке.
Картина «Христос в пустыне» полностью порывала с академическими принципами изображения. Евангельская легенда была использована Крамским не для создания образа «идеального Христа», а для выражения внутренней драмы, которую переживает душевно чуткий человек, выбирающий трудный путь подвига, самопожертвования и самоотречения во имя общего долга. Широкое философское содержание картины было близко переживаниям и размышлениям тогдашней передовой интеллигенции. Она восприняла ее как произведение, имеющее актуальный жизненный смысл.
Спустя двенадцать лет Крамской создает другую картину, посвященную трагическим минутам в жизни человека, — «Неутешное горе» (1884). С чувством глубокой скорби работал художник над этим замечательным произведением. Оно писалось после того, как его семью постигло страшное несчастье — смерть двух младших сыновей. Самым трудным для Крамского был поиск пластической передачи горя женщины. Он долго искал позу, жест, выражение лица, в которых можно было бы наиболее выразительно воплотить глубокую душевную драму. Он писал то сидящую фигуру, то коленопреклоненную. Однако нигде, кроме окончательного варианта, художнику не удалось достичь такого глубокого трагического и благородного воплощения скорби.
«Картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — писал Крамской, — я, в данном случае, хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще».
В своих творческих исканиях последних лет Крамской уделял внимание светлой и красочной живописи. Он стремился создать портрет, в котором бы сочетались естественность и изысканность, внутренняя, правда и внешняя красота. Примером этому может служить «Неизвестная» (1883).
Смерть застала художника за работой над портретом доктора К. А. Раухфуса.
До последних дней Крамской оставался, верен демократическим идеалам. Его творчество, его теоретические принципы, близкие эстетическим воззрениям революционных демократов, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского национального реалистического искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.