Эдгар Дега — один из крупнейших мастеров французского изобразительного искусства. Его творчество оказало большое влияние на многих художников конца XIX века, в частности, на так называемых «художников Монмартра».
Дега родился в семье банкира. Некоторое время учился в Париже в мастерской Луи Ламотта. Пройдя академическую школу, испытав увлечение Пуссеном и Энгром, он оставляет Париж и отправляется совершенствовать свое искусство в Италию. Здесь изучает мастеров раннего Возрождения, делает зарисовки в знаменитых картинных галереях.
Вернувшись на родину, Дега обращается к созданию исторических композиций, решая их в классицистическом духе («Спартанские девушки, вызывающие на состязание юношей», 1860; «Семирамида, строящая город», 1861; «Сцена из средних веков», 1865). Одновременно художник работает в области портретной живописи. Именно здесь впервые наиболее ярко выявляются особенности его мастерства: тонкость психологических характеристик, уверенность рисунка, своеобразие композиционных решений, интерес к передаче движения (портрет семьи Беллели, 1860—1862; женский портрет, 1867 и др.). К числу лучших портретных работ Дега относится поражающий живостью и смелостью композиции портрет виконта Лепика с дочерьми («Площадь Согласия», 1873).
В середине 60-х годов в творчестве Дега происходит перелом, вызванный сближением с Эдуардом Мане и группировавшимися около него молодыми художниками, которые вошли в историю искусства под именем импрессионистов. Отойдя от исторической тематики, Дега обращается к изображению современной жизни. Его новые работы правдиво и непосредственно запечатлевают нравы Парижа в самых разнообразных их проявлениях. Исключительная меткость и острота видения зачастую сочетаются у художника с язвительной насмешливостью и пессимистическим подходом к окружающей его действительности. Особенно ярко это выражено в тех произведениях Дега, которые посвящены малопривлекательным сторонам парижской жизни. Такова, например, известная картина «Абсент» (1876), с большой реалистической силой изображающая двух опустившихся людей.
Внимание Дега привлекали сцены, увиденные на улицах, в кафе, театре, на скачках. С присущей ему выразительностью художник сумел запечатлеть тяжелый повседневный труд простых парижанок («Прачки», 1879; «Гладильщицы», 1882 и др.). Одной из излюбленных тем Дега был балет. Его точный и гибкий рисунок улавливал особенность характерных поз и тончайшие оттенки движений балерин. Художник воспроизводил утомительные уроки в балетных классах, жизнь артистических уборных, фойе театров, сцены балетных спектаклей и т. д. («Балет в опере «Роберт Дьявол», «Фойе балета», 1872; «Голубые танцовщицы», 1897 и др.).
С 1874 года Дега был одним из организаторов и участников выставок импрессионистов. В своих живописных исканиях он во многом приближался к импрессионистам, но полностью не принимал их метод. Так, например, он не признавал работу на пленере, почти все его пейзажи, появившиеся лишь в 1893 году, были написаны в мастерской по воспоминаниям.
С конца 70-х годов Дега работал преимущественно в технике пастели, часто изображая обнаженную натуру. В дальнейшем его произведения стали все реже появляться на выставках: слабеющее зрение не позволяло художнику в последние годы жизни заниматься живописью, и он обратился к мелкой скульптуре. Скульптурные этюды Дега были отлиты в бронзе лишь после его смерти. Их впервые выставили в 1921 году на выставке у Эврара. Из 72 скульптур большинство посвящено излюбленным темам художника (балерины, жокеи с лошадьми, обнаженная натура). Дега оставил также немало произведений в графике.
Наиболее значительным из последователей Дега был Анрн Тулуз-Лотрек (1864—1901).
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.