Известнейший русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин создал немало картин, проникнутых высоким гуманистическим чувством. Противопоставив неприкрашенную правду войны в своих произведениях парадным красивостям традиционных «баталий», он произвел полный переворот в избранном им жанре.
Верещагин родился в городе Череповце, в помещичьей семье. С восьми лет он воспитывался в Царскосельском малолетнем корпусе, а затем в Петербургском Морском корпусе. Его ждала карьера военного моряка, но, окончив корпус первым учеником, юноша сразу вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Здесь он учился у профессоров А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Однако в 1863 году Верещагин, разочаровавшись в псевдоклассическом искусстве, вышел из Академии, не окончив курса.
Всю жизнь Верещагин был, одержим страстью к путешествиям. В 1863 и 1865 годах он совершает поездки на Кавказ, наблюдает быт и нравы, делает зарисовки («Духоборы на молитве», «Религиозная процессия в Шуше»). В промежутках между путешествиями художник живет и учится в Париже, в студии Жерома, а лето 1866 года проводит в России, работая над картиной «Бурлаки», которая так и не была им завершена.
В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в то время шла война за присоединение Средней Азии к России. Художник не только наблюдает, а и участвует в боевых действиях русских войск. Зарисовки и этюды составили огромный натурный материал, который был использован Верещагиным для его знаменитой серии «Туркестанских картин». Первое место занимали в ней картины, посвященные войне, ее жестокостям, ее жертвам («Высматривают», 1873; «Нападают врасплох», 1871; «Забытый», 1871; «Представляют трофеи», 1872; «Окружили — преследуют», 1872; «Апофеоз войны», 1871—1872; «Смертельно раненый», 1873). Истинным героем этих полотен Верещагина являлся русский солдат. Художника в свое время даже упрекали, что он мало показывает офицеров. Но горячий патриотизм Верещагина, его человечность, искренность, наконец, идеи о жестокости и бесплодности всяческих завоеваний привлекали к нему сердца зрителей. Серия, в которую вошли также картины, рисующие быт и нравы феодального Востока («Нищие в Самарканде», 1870; «Опиумоеды», 1868; «Продажа ребенка-невольника», 1872; «Самаркандский зиндан», 1873), триумфально демонстрировалась в Петербурге и европейских столицах.
В 1874 году Верещагин предпринял следующее большое путешествие — на этот раз в Индию. У него возник замысел показать в цикле картин «Историю заграбастания Индии англичанами». Художник привез из Индии много этюдов, среди них — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Всадник-воин в Джейпуре», «Гробница святого Шейх-Селим-Шисти» (1874—1877), но успел только приступить к созданию картин. Русско-турецкая война 1877 года стала вскоре средоточием всех его интересов.
Верещагин вновь отправляется на фронт, становится свидетелем и участником решающих атак и штурмов. Отважно и хладнокровно работает он под пулями, появляясь со своим складным стулом и альбомом в самых опасных местах. Результатом этого художнического и человеческого подвига была новая серия картин: «Перед атакой под Плевной», «Победители», «Побежденные», «Шипка-Шейново», триптих «На Шипке все спокойно». В них впервые в истории батальной живописи был показан массовый характер войны, трагическая цепь сменяющих друг друга побед и поражений. Отличаясь независимым и гордым характером, Верещагин никогда не считал нужным скрывать свои истинные убеждения. Его картины, показывающие, какой страшной кровавой ценой доставались победы, были с негодованием встречены правящими кругами России. Их кажущаяся беспристрастность оборачивалась грозным обличением, и демократическая часть общества увидела в них суровое откровение большого художника и мужественного человека.
В 1882—1883 годах художник снова посещает Индию, а затем Сирию и Палестину. Он работает над серией из трех полотен, изображающих казнь у различных народов («Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России»). За ними последовали картины на евангельские темы, где была сделана попытка реалистического толкования чудес священной истории.
С 1889 по 1900 год Верещагин работает над картинами, посвященными Отечественной войне 1812 года. В интерпретации событий народной освободительной войны художник остается верным своим принципам: он обличает вероломных захватчиков и восхищается героизмом русских патриотов.
Последними путешествиями Верещагина были поездки в Америку, на Кубу, Филиппины и в Японию. Он погиб во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск», подорванном вражеской миной.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.