Макса Слефогта, так же как Макса Либермана и Ловиса Коринта, принято считать столпами немецкого импрессионизма. Сам художник рассматривал импрессионизм не как художественное направление, а как метод творчества, способ видения мира.
«Я думаю,— говорил он,— что всегда были, есть и будут немецкие импрессионисты, то есть художники, стремящиеся выразить свой национальный дух в свободном взгляде на природу, которым импрессионизм окончательно раскрыл глаза на мир...»
Слефогт родился в южной части Германии, в Ландсхуте. Профессиональное образование он получил в Мюнхенской Академии художеств у одного из лучших профессоров — В. Дица.
Под влиянием увлечения полотнами старых мастеров Слефогт свои ранние произведения пишет в темном, «музейном» колорите. Высветление палитры художника происходит под впечатлением от произведений его старших современников Вильгельма Лейбля и Генриха Вильгельма Трюбнера. Подражание живописной манере Трюбнера ощущается в картинах «Автопортрет» (1888) и «Портрет матери на диване» (1891).
В Мюнхене состоялось знакомство Слефогта с музыкальным критиком Теодором Герингом, поддержавшим увлечения художника музыкой. К образам моцартовских опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» живописец будет обращаться не раз на протяжении всей дальнейшей жизни.
Первая поездка художника в Париж — общепризнанный центр, новых течений в искусстве — еще не сделала его приверженцем современных исканий в живописи. Он изучает Лувр, копирует Яна ван Эйка.
В 1898 году Слефогт вместе с художественным критиком Карлом Фолем совершает поездку по Голландии. Искусство Рембрандта стало для него откровением, и следы этого ощутимы в живописной и графической манере художника тех лет. Триптих «Блудный сын» (1898)—крупнейшее произведение Слефогта, созданное под впечатлением картин Рембрандта. Период конца 90-х годов — время рембрандтовского колорита, драматических контрастов света и тьмы, а также увлечения Востоком и таинственным миром сказки. Его «Шехерезада» (1897)—попытка перенести современного человека в атмосферу восточной сказки.
В рисунках и акварелях к сказке «Али-баба и сорок разбойников» (1900), напечатанной в издательстве Бруно Кассирера, впервые проявился темперамент Слефогта - рассказчика. Бурные сцены драк, похищений и убийств, набросанные стремительными ломаными штрихами, впечатление эскизности и незавершенности листов — всем этим Слефогт, отказываясь от законченности стиля, создает новый тип книжной иллюстрации.
Следующее увлечение Слефогта было неожиданным: во Франкфурте, куда он переехал с женой в 1900 году, им была создана серия из тридцати картин с изображением зверей из городского зоопарка. Написанные динамичными мазками в эскизной манере, эти картины кажутся мгновенными зарисовками с натуры и являются первой попыткой дать импрессионистическое изображение.
В 1901 году Слефогт переезжает в Берлин. Здесь он попадает на выставку произведений французских импрессионистов — Дега, Мане, Моне, устроенную известным маршаном Паулем Кассирером. Художник как будто прозревает, импрессионизм бурно захватывает его. В 1900-е годы возникают наиболее импрессионистические произведения Слефогта, прежде всего портреты, на которых человек изображен в действии, в единстве с природой или интерьером. Таковы его «Автопортрет с женой» (Bal pare) (1904), портрет Филиппа фон Фишера с книгой, сидящего в саду (1903), «Дама в серой шубке» (1905)—картина, наполненная разноцветными рефлексами, «Наездница» (1906). Живопись этих картин очень пастозная и светлая. Знакомство с португальским певцом Франческо д'Андраде, непревзойденным исполнителем партии моцартовского Дон Жуана, и восхищение его талантом привели к созданию шедевров Слефогта — портретов д'Андраде в роли Дон Жуана. Наиболее знамениты «Белый д'Андраде» (1902), пронизанный светом, и «Черный д'Андраде» (1903), где темный колорит — черный цвет в сочетании с желто-золотым — предвещает роковую развязку финала оперы.
Светлый импрессионистический период с 1907 года сменился у Слефогта иной живописной манерой. У него появляются новые кумиры — Домье и Делакруа. Это связано с художественной атмосферой Берлина — пропагандой художественным критиком Мейер-Грефе искусства Делакруа, выставками французских романтиков и реалистов в галерее Пауля Кассирера. «Взятие Самсона под стражу», «Самсон, вращающий мельничные жернова», «Львиная охота», «Заключительная сцена «Дон Жуана», «Дон Кихот», с их темным колоритом, экспрессивным построением формы, романтическим мироощущением — наиболее характерные произведения Слефогта этого времени.
В те же годы художник много работал как иллюстратор книг. Его графика, легкая и стремительная, сильно отличается от несколько тяжеловесных живописных работ. Он иллюстрировал «Илиаду», делал литографии к «Синдбаду-мореходу», «Кожаному чулку», «Бенвенуто Челлини».
Под знаком увлечения Делакруа прошла поездка Слефогта по Северной Африке в 1913—1914 годах. В духе восточных акварелей великого француза написан ряд акварелей и пейзажей маслом («Нил близ Асуана», «Суданские женщины»).
Первый опыт Слефогта в области монументальной живописи относится к 1912 году, когда он расписал фресками виллу своего друга Иоганна Гутмана в Ней-Кладове; в них он дал волю своей творческой фантазии: легкие гротески переплетаются с мотивами моцартовских опер. «Волшебная флейта»— сюжет фриза, созданного в 1917 году для музыкальной комнаты в Ганновере. В 1926 году художник создал 17 гравюр к «Волшебной флейте», где персонажи оперы — волшебник Зороастр, Папагено, Тамино и Царица ночи — живут и действуют в призрачной архитектуре из нотных знаков, представляющих собой цитаты из музыки Моцарта.
В последние годы жизни Слефогт много занимался книжной иллюстрацией. Мир волшебной сказки, очаровывающий его в музыке Моцарта, во всей его загадочности и легкости возникает в иллюстрациях к «Немецким сказкам» братьев Гримм. Последняя большая работа Слефогта — фрески Бременской ратуши (1927), воссоздающие сказочную атмосферу произведений Гауфа.
Макс Слефогт умер в Нейкастеле, в доме, украшенном им фресками — фантазиями на темы любимых опер: «Зигфрида» Рихарда Вагнера и «Волшебной флейты» Моцарта.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.