Китайский художник Ци Байши — один из крупнейших живописцев современности. Прожив почти столетие, он создал более тысячи произведений. Величественные горы, реки и маленькая нежная цикада на пожухлом осеннем листе под кистью Ци Байши стали в равной мере символами современного художественного видения. Искусство Ци Байши — высокий образец глубокого и естественного единства традиции и современности, строгого канона и живой непосредственности, национально-своеобразного и общечеловеческого. Именно это органичное слияние столь противоположных начал, присущее творчеству мастера, делает его искусство прекрасным и поучительным. Не только творчество, но в известной мере и сама его жизнь, и судьба осознаются как модель подлинного бытия художника.
Ци Байши родился в одном из селений уезда Сянтань провинции Хунань. В детстве он недолго смог учиться в школе, так как из-за крайней нужды родители вынуждены были отдать мальчика в пастухи, а когда он подрос — в учение к столяру. Обучение столярному делу помогло Ци Байши овладеть прекрасным искусством резьбы по дереву, а позднее стать выдающимся резчиком печатей.
Первые живописные опыты Ци Байши, главным образом портреты, отличает еще некоторая суховатость и подражательность. Начинающий художник с вдохновенной настойчивостью постигает основы живописного мастерства, одновременно изучая поэзию и каллиграфию. К тридцати годам он стал не только живописцем и резчиком печатей, но каллиграфом и поэтом.
Для всего мира Ци Байши прежде всего прославленный живописец, у себя на родине он в первую очередь — знаменитый мастер печатей, затем известный поэт и каллиграф, и лишь потом — замечательный художник.
Но, к счастью, все названные грани творческого гения Ци Байши живут в нерасторжимом единстве практически в каждом его произведении — живописное красочное пятно уравновешивается выразительной каллиграфией поэтичной надписи и завершается, словно точкой фраза, киноварным оттиском с одной из многочисленных печаток мастера. Творческий метод Ци Байши формировался в период серьезного упадка китайского искусства, которое в эти годы отличали эклектизм, механическое следование классическим образцам. Лишь искусство Жэнь Боняня, У Чаншо и еще нескольких художников противостояло мертвящей скуке академической живописи.
Мастер обрел свой неповторимый живописный язык, прочтя историю искусства иначе, чем большинство его современников, избрав для себя в учителя почти забытые ортодоксальными эпигонами великие имена живописцев XVII столетия, в первую очередь Шитао, для которого, как говорил сам художник, он хотел бы «мыть кисти и растирать тушь».
Как и замечательные мастера китайской классической живописи, Ци Байши полагает выразительность линии и цветового пятна (последнее относится и ко всему богатству оттенков черной туши) как основу в структуре художественного образа.
Уже в ранних пейзажах, созданных им в результате нескольких путешествий по стране в начале девятисотых годов, Ци Байши тончайшими градациями оттенков туши воссоздает утренний туман, стелющийся над рекой, яркие солнечные блики, играющие на листьях. Линия, то нервная и тонкая, то широкая, разливающаяся в пятно, с предельной художественной достоверностью передает структуру камня и дерева, рябь воды и едва уловимые очертания облаков.
Если следовать традиционной китайской классификации живописи по жанрам, Ци Байши работал главным образом в жанре хуаняо (цветы и птицы), таков рисунок «Птица на ветке магнолии». В большей части произведений художника изображены цветы и птицы, травы и насекомые, креветки и рыбы, но рамки классического жанра расширены, многие свитки перерастают в пейзаж или жанровую композицию. Мировую известность принесли Ци Байши свитки «Креветки», «Крабы», «Увядший лотос», «Вьюнок». Наряду с такими традиционными образами этого весьма утонченного, аристократического жанра классической живописи, развивающегося с X века, как лотос и пион, орхидеи и бамбук, Ци Байши стал изображать капусту, заборный вьюнок и другие, казалось бы, совсем непримечательные растения.
Такая демократизация объектов изображения уже сама по себе означала многое, но естественность и простота искусства в целом стали программными в творчестве Ци Байши. Цветы и птицы, травы и насекомые, запечатленные в его свитках, обладают не только эстетической ценностью, но содержат в себе и символический смысл, который читается и понимается всеми, так как имеет своим истоком глубокие Народные традиции. Например, изображение персика осознается как пожелание долголетия; пион олицетворяет богатство, пара карпов — пожелание успешной ученой карьеры.
В 1919 году Ци Байши покинул родные края и переселился с женой и детьми в Пекин, где прожил почти четыре десятилетия необычайно интенсивной творческой жизни и где оставался до последнего дня. В эти десятилетия он не только создает наиболее совершенные образцы своего творчества, но и активно участвует в общественной жизни.
В 1927 году Ци Байши был приглашен известным живописцем Линь Фэнмянем преподавать живопись в Национальную Академию искусств, тем самым он получил возможность передавать свой опыт новому поколению художников. Только в годы японской оккупации Ци Байши замыкается в мастерской, не преподает и не выставляет свои работы. В последнее десятилетие своей жизни, будучи уже глубоким стариком, Ци Байши ведет необычайно плодотворную работу, воспитывает большую группу учеников, среди которых в первую очередь надо назвать известного пейзажиста Ли Кэжаня.
В 1956 году Всемирный Совет Мира присудил Ци Байши Международную премию мира за 1955 год. Она явилась для всех еще одним подтверждением действенности искусства Ци Байши, исполненного простоты и естественности, служащего своеобразной «охранной грамотой» природы и тем самым жизни и мира на Земле.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.