Немногое можно рассказать о жизни выдающегося флорентийского живописца Андреа дель Кастаньо. Первый его биограф, Джордже Вазари, на основании недостоверных фактов создал легенду о злобном характере Андреа, о его жгучей зависти к собрату по профессии Доменико Венециано, в конце концов, толкнувшей его на преступление —
тайное убийство соперника. Будучи увлечен этой романтической версией, Вазари несомненно оставил без внимания многие важные события жизни художника, так что ныне наши сведения о ней исчерпываются скудными фактами. Вазари не понял также, и одного из главных достоинств искусства Андреа дель Кастаньо, он упрекал его в грубости и резкости красок, в «непривлекательности» колорита, тогда как на самом деле именно благодаря своему колористическому мастерству этот живописец выделяется среди прочих художников флорентийского кватроченто.
Андреа родился в семье бедного крестьянина в небольшой деревушке Кастаньо, близ Флоренции. Рано осиротев, он стал пастухом у одного из своих родственников. Увидев однажды, как работает бродячий художник, мальчик загорелся неудержимой страстью к живописи и рисованию. На его счастье, один богатый флорентийский дворянин оказал ему покровительство, взял с собой во Флоренцию, где недавний пастушок смог всерьез заняться искусством.
Что же представляла собой художественная атмосфера Флоренции первой половины XV века, в которой рос Андреа дель Кастаньо? Если столетием раньше, в эпоху Джотто, произошло зарождение культуры Ренессанса в недрах средневековья, то сейчас Брунеллески в архитектуре, Донателло в скульптуре и Мазаччо в живописи возглавили ренессансное движение, в орбите которого лежит и творчество Кастаньо. Перспектива, верность пропорций, объемность фигур, убедительность в передаче движений — все эти и прочие формальные признаки искусства Возрождения, объединяемые понятием «подражание природе», являются внешним выражением новых, революционных для той эпохи представлений о мире и человеке. Средневековье пренебрегало видимыми природными формами по двум причинам: во-первых, грешный мир являл собой уродливое искажение совершенного замысла Творца, именно это скрытое совершенство и надлежало постигать; во-вторых, подражать следовало не природе, а Творцу, так как в противном случае оказалась бы нарушенной библейская заповедь о несотворении кумира. Ренессанс же исполняется сознания совершенства и силы человека, его красоты; человек ощущает себя венцом творения, а видимый мир, природа кажутся ему прекрасной реализацией божественного замысла и потому заслуживают изучения и подражания в искусстве. Однако, противопоставляя себя средневековью, Ренессанс и неразрывно связан с ним, в особенности культура раннего кватроченто: она не только наследует религиозную тематику уходящей эпохи, но и во многом ее духовный заряд, ее представления о добре и зле, ее идеалы. Этим и объясняются многочисленные формальные особенности искусства кватроченто, еще сближающие его с произведениями готики.
Как обычно для мастеров кватроченто, Кастаньо особенно близок к готике в своих ранних работах. Написанные им в 1442 году на готическом своде церкви Святого Захария в Венеции евангелисты еще утопают в изобилии драпировок, целомудренно скрывающих грешное человеческое тело, позы фигур скованы или же тела прихотливо, по-готически изогнуты. Находящаяся в частной коллекции во Флоренции большая фреска с изображением Мадонны ангелов и святых (так называемая Мадонна ди Каза Пацци), которая, возможно, была создана в 1443 году, является уже совсем иным по духу произведением. Здесь мы видим античные одеяния, подчеркивающие пластику тела, фигуры отличаются гибкостью и подвижностью, уравновешенностью жестов и поз. Не менее замечательным кажется и то, что еще сохраняющиеся в этом произведении готические черты, такие как условные складки плаща Мадонны и пышная ткань, являющаяся фоном композиции и скрывающая неразвитость пространства, получают новую, подчеркнуто эстетизированную трактовку. Они исполнены такой же чувственной прелести, что и прекрасные лица, стройные тела и античные одежды.
В 1450 году Кастаньо выполнил одну из лучших своих работ, представляющую нам уже зрелого мастера,— роспись церкви Санта Аполлония во Флоренции. Особенно прекрасна фреска, изображающая Тайную вечерю (фрагмент), последнюю трапезу Христа с апостолами. Действие происходит в большом прямоугольном зале. Краски мраморных плит облицовки стен столь интенсивны, что заряжают пространство предельной психологической напряженностью, в которую особые тревожные ноты вносит таинственный рисунок мраморного среза. Следуя стародавней традиции, Кастаньо изображает тот момент вечери, когда Христос говорит ученикам: «Один из вас предаст меня»,— чем повергает их в печаль, а предателя Иуду в смущение. Апостолы и Иисус все сидят по одну сторону стола, лицом к зрителю. По другую сторону стола находится только Иуда-предатель. Такое расположение персонажей еще во многом восходит к традициям средневекового искусства, согласно которым важно было показать не естественное размещение участников трапезы вокруг стола, когда были бы скрыты лица некоторых из них, а смысл страшного пророчества о предательстве, отраженный в каждом образе. Иуда же помещен по другую сторону стола опять-таки не в силу естественной необходимости, а потому, что он недостоин, быть рядом со святыми апостолами. Однако условным расположением персонажей, посредством которого средневековые мастера создавали как бы мощный хор, в унисон, вторивший словам Христа, Кастаньо добивается возможности развернуть незнакомую готике сложную гамму индивидуальных переживаний: апостол Иоанн с любовью и печалью бессильно склоняется к руке Иисуса, апостол Андрей, только что собиравшийся разрезать хлеб, грозно озирается, пытаясь угадать предателя, и нож в его руке поднимается как орудие борьбы, Филипп как бы отказывается верить в возможность предательства, Симон горестно подпирает голову рукой, Иаков цепенеет, не донеся стакан до рта, и т. д. Условно разместив недостойного Иуду по другую сторону стола, художник, однако, сажает его прямо напротив Христа и Иоанна, так что втроем они образуют тесную и наиболее выразительную в эмоциональном отношении группу: учитель, любимый ученик и предатель, Вместе с тем эмоции очень сдержанны, они не нарушают спокойствия поз и мерного ритма расположения фигур, которому аккомпанирует организация интерьера. Простонародные лица участников драмы, непривычные к сложным переживаниям, с трудом позволяют догадываться о душевном волнении. В этой сдержанности, в величественном ритме действия передается огромная внутренняя значительность происходящего, несоизмеримая с возможностями человеческого познания. В этом Кастаньо выступает, наряду с другими мастерами кватроченто, духовным наследником средневековья.
Построение пространства сцены подчинено законам перспективы, и все же зал еще во многом выглядит по-средневековому условным помещением, из которого для удобства зрителя просто вынута передняя стена. Видна не только внутренность здания, но и его крыша. Используя законы научной перспективы, художник добивается убедительности в разделении пространственных планов, помещая фигуру Иуды перед столом. Однако если бы он был последователен, то изображение предателя получилось бы гораздо больших размеров, чем Христа и апостолов, и тем самым был бы искажен смысл действия. Поэтому он прибегает к новой условности: сажает Иуду на столь высокий табурет, что его ноги не достают до пола. Только так удается ему сохранить примерно одинаковые размеры всех персонажей. Двойным смыслом обладает и замечательный колорит фрески Кастаньо, которым, возможно, он обязан не только своему природному дарованию, но и пребыванию в юные годы в Венеции (вспомним церковь Сан Захария), ибо венецианские художники в эпоху Возрождения славились своей палитрой. Краски Кастаньо полны чувственной силы, подчеркивают вещность, реальность изображенных людей и предметов. Но, с другой стороны, их интенсивное горение, напоминающее чистое сияние готических витражей (в исполнении которых, кстати сказать, принимал участие мастер), одухотворяет всю сцену.
Двойственность мировоззренческих основ живописи Кастаньо и его современников составляет, пожалуй, главное очарование искусства кватроченто. В этот период молодая и полная энергии культура выступает благородным наследником огромного духовного опыта одряхлевшей, уходящей эпохи.
Церковь Санта Аполлония во Флоренции, в которой находится рассмотренная нами замечательная роспись, в настоящее время превращена в музей Андреа дель Кастаньо, куда перенесены многие его произведения. Особого внимания здесь заслуживают фрески, украшавшие раньше зал на вилле Пандольфини, на которых рядом с мифическими персонажами изображены выдающиеся деятели эпохи Возрождения, в том числе Данте, Петрарка, Боккаччо, а также монументальное «Распятие», написанное художником в конце жизни. Еще одно выдающееся создание его кисти, фресковый памятник кондотьеру Толентино находится в церкви Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.