Агостино Карраччи принадлежит к семье итальянских живописцев и граверов, сыгравшей очень важную роль в европейском искусстве конца XVI — начала XVII века. Творчество членов этой семьи не просто хронологически принадлежит порубежному периоду: Карраччи переосмыслили опыт искусства XVI столетия, включившего в себя Высокое Возрождение и маньеризм, что позволило им найти фундаментальные принципы новой художественной эпохи XVII века, с ее классицистическими, реалистическими и мистическими устремлениями. Конечно, Карраччи были не одиноки в своих исканиях. Достаточно вспомнить великого Караваджо или Джентилески. Но вклад их оригинален, а влияние — очень велико; в основанной ими художественной школе, так называемой «Академии вступивших на правильный путь», получили воспитание несколько выдающихся мастеров XVII века, а сама эта школа впоследствии, под руководством учеников Карраччи, Рени и Гверчино, выросла в Болонскую Академию, бывшую важным центром живописи эпохи барокко.
Что заставило Карраччи обратиться к подведению итогов искусства XVI столетия? В чем заключаются их новые художественные открытия?
В то время когда началась деятельность главных представителей фамилии Карраччи, братьев Лодовико, Агостино и Аннибале, господствующим направлением в итальянской живописи был маньеризм. Его приверженцы ставили интуицию, фантазию, интеллектуальную концепцию художника, воплощавшиеся в особенностях стиля или, другими словами, манеры его письма, выше провозглашенного Ренессансом принципа подражания природе. Когда это течение впервые появилось в 20-х годах XVI века, во время кризиса и крушения идеалов Высокого Возрождения, оно вначале принесло прекрасные плоды, раскрыв неведомые дотоле духовные и психологические пласты человеческой личности, новые тайны мироздания. Позднее же, во второй половине столетия, деятельность многочисленных эпигонов и посредственных дарований все более заводит маньеризм в тупик, стиль этот становится все менее содержательным и все более вычурным. Так что для братьев Карраччи, как и для других передовых мастеров, искавших новых путей развития искусства, было естественным вновь пытаться найти твердую почву в подражании природе и в обращении к художественным традициям Возрождения. Однако такая ориентация вовсе не была лишь возвратом к старине и перечеркиванием предшествующего маньеристического этапа. Наоборот, именно сумма позитивных достижений маньеризма определяет ее творческий характер.
В самом деле, подражание природе привело братьев Карраччи к важным реалистическим открытиям, особенно замечательным в области портрета. Но свобода от классического канона Возрождения, позволившая им смело следовать всем особенностям облика модели, включая даже ее уродства, заострять индивидуальные черты и тем придавать жизненность создаваемым образам, была завоевана маньеристами. Недаром первый пример такого нового, не-ренессансного реализма дает раннее произведение пионера маньеризма Понтормо. Это написанная им в 1519—1520 годах фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно. Изучая произведения мастеров Высокого и позднего Возрождения, Карраччи не повторяли отнюдь их содержание, но умели извлечь и порой синтезировать эстетические принципы стиля таких, например, разных мастеров, как Рафаэль и Тициан, Микеланджело и Веронезе. Таким образом, они заложили основы художественных норм классицизма и барокко XVII столетия. Эта работа была бы, однако, невыполнима без навыка маньеристических художников, привыкших индивидуальный стиль, манеру мастера ставить вне зависимости от объективного содержания изображения. Наконец, смелость и разнообразие ракурсов и поз, сплетения массы человеческих фигур, неизмеримость, таинственность пространства, которые Карраччи передали эпохе барокко, являются прямым наследием маньеризма.
Из братьев Карраччи наиболее крупным мастером является младший, Аннибале. Агостино как художник уступает обоим своим братьям, но, по свидетельству давней молвы, отличаясь огромной эрудицией, он был главным теоретиком школы. В детстве, еще находясь под отцовским крылом, Агостино изучал точные науки и литературу. Затем он учился графике, живописи, прикоснулся к скульптуре, архитектуре, музыке, философии, астрологии, медицине, поэзии, педагогике. В начале своего творческого пути Агостино больше всего внимания уделял гравюре. Его ранние листы, до 1579 года, отражают влияние болонских маньеристов. В 1580 году Агостино покидает родную Болонью и отправляется в Рим. В 1582 году впервые посещает Венецию, а в 1586 —- Парму. В результате этих и последующих разъездов мастер непосредственно познакомился с произведениями великих художников раннего маньеризма, Высокого и позднего Возрождения, что изменило стиль его графики и постепенно поставило его в оппозицию к позднему маньеризму. Глубокому изучению старого искусства способствовали занятия репродукционной графикой. Агостино репродуцировал произведения Микеланджело, Тинторетто, Веронезе, Пармиджанино и других выдающихся мастеров, что, очевидно, имело важное культурное значение для сложения школы братьев Карраччи.
С 1588 года Агостино посвящает себя главным образом живописи, подвизаясь в области станковой картины и участвуя вместе со своими братьями в монументальных росписях. Его первая датированная картина относится к 1586 году — это «Мадонна с младенцем и со святыми» из Национальной галереи в Парме. Ей присущи еще многие элементы позднего маньеризма, однако она отчетливо выражает стремление художника к ясности композиции, к спокойствию форм и классическому духу произведений Высокого Возрождения. Новый этап эволюции стиля мастера представляет «Причащение св. Иеронима» из Болонской Пинакотеки, написанное между 1591 и 1593 годами. Здесь художник удачно сочетает гармонический строй форм Рафаэля с живописной остротой Веронезе и маньеристическим строением пространства. Передний план максимально приближен к зрителю, но он прорывается в одном месте сразу далеко в глубину. В «Причащении св. Иеронима» Агостино Карраччи создал образ, исполненный благородства, достоверности и психологической активности. Надо сказать при этом, что далеко не всегда художник достигал такого замечательного синтеза. Ряд его картин, такие, например, как «Христос и блудница» 1594 года из Пинакотеки ди Брера в Милане или «Тайная вечеря» из церкви Сан Кристофоро делла Чертоза в Ферраре, являются скорее подражаниями, чем самостоятельными по духу произведениями. Совсем другого рода знаменитая «Композиция с фигурами и животными» 1594 года из Национальной Пинакотеки в Неаполе. Используя маньеристический прием построения пространства, художник настолько приблизил изображение к плоскости картины, что зритель оказывается активно включенным в загадочный разговор трех причудливых Мужских фигур, окруженных животными. Но если посредством такого приема в маньеристических полотнах зритель как бы фантастическим образом оказывался соучастником потусторонних видений, то здесь он вплотную сталкивается с натурой, реальностью, человеческой плотью.
В этой картине новые сферы бытия оказываются окруженными поэтическим ореолом, и потому она принадлежит уже к новой художественной культуре XVII века. Определенные связи прослеживаются между ней и творчеством Рубенса. Подобные же связи обнаруживаются и в росписях палаццо Фарнезе в Риме, исполненных Агостино совместно с Аннибале в 1596—1597 годах, несмотря на то, что в этом произведении доминируют классицистические черты.
В 1598 году Агостино написал замечательный портрет Анны Паролини Гвиччиардини, предвосхищающий многие достижения портретного искусства XVII века. Он соединяет внутреннюю силу, достоинство образов Возрождения с острой психологической характеристикой маньеризма.
Последняя работа Агостино, роспись маленькой комнаты в палаццо дель Джардино в Парме, представляющая собой, по характеристике одного исследователя, «элегантный, мечтательный классицизм», не была им доведена до конца. На четырех секциях пятичастного свода комнаты Агостино написал мифологические сцены. На пятой помещается надпись о смерти художника, последовавшей 23 февраля 1602 года.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.