Всматриваясь в произведения Владимира Михайловича Боборыкина, трудно себе представить, что он родился и вырос вдали от Таджикистана — настолько органично удалось ему проникнуть в стихию этого края. Художник ощутил его специфические особенности не как чужак или случайный пришелец, а как человек, сроднившийся с этой величавой природой, с населяющими ее неторопливыми, полными гордого спокойствия людьми. Поэтому его полотна выражают истинную поэзию и красоту, открывающуюся далеко не каждому.
А приехал в Таджикистан этот уроженец села Левково Московской области в 1954 году, уже взрослым человеком, прошедшим в рядах Советской Армии всю Великую Отечественную войну. После окончания Ленинградского института имени И. Е. Репина он получил назначение на должность преподавателя живописи в художественное училище в Душанбе. С тех пор здесь протекает вся его творческая и педагогическая деятельность.
Некоторые художники, вступившие на путь искусства на четверть века раньше Боборыкина, в конце 40-х — начале 50-х годов уходили от обобщенной условности и выразительности своих ранних произведений к иллюстративности, литературности, бытописательству. Боборыкин шел в обратном направлении — от обстоятельной повествовательности, даже назидательности таких своих картин, как «Ликбез» или «Уходящий шариат» (1957), к новому мировосприятию, выражавшемуся в образно-живописном воплощении темы. И хотя за каждой работой Боборыкина по-прежнему всегда угадывается схваченная зорким глазом натура, средства выражения его стали лаконичнее и скупее, иначе говоря, в процессе творчества происходит тщательный отбор. В картине теперь явственно выделено главное, определяющее, и этому подчинены и композиция, и живописная трактовка.
В 60-х годах окончательно складывается творческая индивидуальность художника, его палитра становится гораздо богаче, цвет определяет и содержание, и настроение, и весь эмоциональный строй вещи. И вместе с тем в его полотнах обнаруживается стремление все подчинить гармонии колорита и органичности целого.
Взять хотя бы групповой портрет 1967 года «Чабаны Сагирдашта». Вообще чабаны особенно интересуют Боборыкина как люди, тесно слитые с природой, занимающиеся своим нелегким трудом по издревле установленному порядку вещей и вместе с тем вполне современные, грамотные, получившие среднее образование. Вот этот сплав древней, как мир, традиции и сегодняшнего уровня цивилизации и культуры, особенно дорог художнику.
Четыре чабана в своих национальных пастушьих одеждах и чалмах расположились, по-восточному поджав под себя ноги, почти фронтально к зрителю, за чаепитием. За их спинами горные дали. В лице и позе каждого угадывается сильный волевой характер. Однако ни один персонаж не повторяет другого. Это люди разного возраста, разной судьбы, но всех их объединяют уверенная сила и естественная значительность, за которой читается гордое чувство собственного достоинства.
Палка и пиала — предметы, сопутствующие их древней профессии, а транзисторный приемник, стоящий на пестром коврике с национальным орнаментом, говорит зрителю об их причастности ко всему, чем живет сегодня мир. Картина очень красива по цвету, она решена в красновато-коричневой терракотовой гамме, которой подчинены и потемневшие от солнца и горного воздуха лица людей. В этой работе наметилось примечательное свойство живописи Боборыкина — ее эпичность и монументальная декоративность, получившие особенное развитие в 70-х годах. При этом пейзаж и человек сливаются в нерасторжимом единстве. Примером этого может служить полотно «Доярка яков» (1972). Плоскостное его решение напоминает фреску, а определяющим является линейный ритм, зачинающийся в очертаниях головы и спины яка, занимающего чуть ли не всю нижнюю половину полотна, дважды повторенный в линиях горного ландшафта. В противовес этому горизонтальному построению — помещенная по вертикали, величавая, даже торжественная фигура девушки-доярки в красном одеянии. То же фресковое начало можно обнаружить в групповой композиции «Коневоды». Трое мужчин — один пожилой в центре и двое молодых по бокам, — твердо уперев в землю обутые в тяжелые сапоги ноги, стоят, глубоко задумавшись, пристально и чуть сумрачно всматриваясь вдаль. Их фигуры в темных халатах — плотные цветовые пятна, очерченные твердой плавной линией силуэта. А фон картины образуют тесно сгрудившиеся кони, переплетение их спин и голов создает сплошной, несколько размытый причудливый орнамент, что, вместе с изогнутыми стеблями растений, ассоциируется с изображением на гобелене. Большое место в творчестве Боборыкина занимает портрет. Его модели — таджикские хлеборобы и хлопкоробы, яководы и коневоды, доярки и чабаны, колхозники и лесники, охотники и пограничники — люди нелегкого труда, жизнь и работа которых протекает по преимуществу среди природы на вольном воздухе. Поэтому неотъемлемым элементом почти всех его портретов является пейзаж — то это золотое пшеничное поле, то одинокая юрта, приютившаяся у подножия снежных гор, то пологие очертания зеленых холмов, то сплошная небесная синь, то кудрявая листва виноградников... И всегда это не безразличный, пусть и красивый фон, а та реальная среда, которая окружает человека, обогащая и дополняя его характеристику.
Пожалуй, наиболее емко этот принцип портрета в пейзаже воплощен художником в картине 1975 года «Раджабгуль», где чувственно-материальной фигуре девушки, присевшей возле рыжего теленка, как бы вторят округлые воздушные шапки горного кустарника и неясные извилистые очертания далеких гор.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.