Одна из ярких страниц в художественной жизни современной Мексики связана с деятельностью возникшей в 1937 году Мастерской народной графики. Вся работа Мастерской, объединявшей несколько десятков художников, была связана с актуальными проблемами современности — в своих листах мастера графики обличали злодеяния фашизма, гегемонию североамериканского империализма в Латинской Америке, выражали протест против атомной бомбы, солидаризировались с кубинской революцией, ратовали за мир во всем мире. Во главе Мастерской стоял крупнейший мексиканский график Леопольдо Мендес.
Художественная индивидуальность Мендеса формировалась в процессе работы Мастерской, к организации которой он приложил столько сил. В коллективной работе над антифашистскими сериями гравюр и плакатов складывалось мировоззрение художника, формировался его образный язык. Особенного подъема достигает работа Мастерской в период после второй мировой войны. В это время Мендес создал одну из лучших своих серий линогравюр «Рио Эскондидо». На ее создание художника вдохновил кинофильм «Рио Эскондидо» («Высохшая река»), рассказавший о борьбе сельской учительницы с гангстером и кулаком — старостой деревни, которую он буквально поработил.
Гравюры Мендеса предназначались для проецирования на экран вместе с титрами кинофильма, а также были изданы отдельным циклом.
Уже само намерение проецировать графические листы на большой экран свидетельствует о желании художника обратиться к возможно более широкой аудитории зрителей. Гравюры должны были обладать определенными стилевыми особенностями, чтобы выдержать многократное увеличение. Мендес блестяще справился с задачей, которую он себе поставил: листы его серии моментально воспринимаются зрителем и надолго врезаются в память яркостью и выразительностью запечатленных в них образов.
Художник не стремился проиллюстрировать фильм, для своих гравюр он выбрал эпизоды, символически обобщающие основные идеи кинокартины.
В листе «Разгром школы» изображена лошадь, топчущая копытами обломки мебели. Зритель не видит фигуры всадника, срезанной верхним краем листа, лишь вытянутая рука с петлей лассо говорит о том, что акт варварства направляется человеком. В другой гравюре, носящей выразительное название «Хозяин всего», изображен человек, сидящий в кресле и положивший ноги на стол. Повелительный жест его руки направляет вереницу крестьян-пеонов, сгибающихся под тяжестью огромных мешков. Разница масштабов изображения: крупная фигура «хозяина», занимающая весь первый план листа, и на горизонте — крошечные, уходящие вдаль носильщики — подчеркивает идею социального неравенства.
Олицетворяющая добро и любовь к людям героиня фильма показана в листе «Маленькая учительница, как огромна твоя воля». Здесь художник прибегает к помощи аллегории — на небосклоне, изображение которого занимает большую часть гравюры, клубятся облака, в которых угадываются летящая фигура человека, несущего знамя, и орел, напоминающий о гербе Мексики. Их стремительное движение как бы указывает путь учительнице, бредущей по светлой тропе среди бескрайней равнины. Диагональное построение композиции подчеркивает идею непреклонного движения вперед маленькой героини, идущей в родную деревню.
Художественные средства линогравюры получают в этой и других сериях гравюр Мендеса своеобразное преломление, приближаются к ксилографии. Большую роль играет белый штрих, стремительно прочерчивающий черный фон листов. Гравюры часто бывают построены на резких контрастах света и тени, в них подчеркиваются выразительные контуры фигур и предметов. Скупость художественных средств, обобщенность идеи и формы делают гравюры серий Мендеса подобными плакатам, его графика обращена к широким массам народа и активно выражает политическую позицию автора («Расстрел» из серии «День жизни»).
В 1957 году художник создал «Портрет гравера X. Г. Посады». Стремясь раскрыть образ своего современника, прогрессивного художника, Мендес решает и более широкую задачу — показать вообще место художника в социальной жизни. Гравюра имеет вытянутый горизонтальный формат, так как художник соединяет в ней несколько сюжетов. На первом плане в центре сидит в раздумье у стола с рабочими инструментами сам гравер Посада. Справа от него за окном зритель видит сцену расправы конных жандармов с рабочей демонстрацией, слева за спиной Посады видны стол типографского наборщика и фигуры встревоженных людей (среди них друг и издатель Посады — Арройо), как бы с ожиданием смотрящих в сторону главного героя гравюры. Сопоставление сюжетов ясно выражает поставленный вопрос: как должен откликнуться художник на социальную борьбу, происходящую в обществе? Об этом размышляет Посада, собираясь приняться за новую работу. Сочетающая сюжет -но-повествовательное развитие композиции и символичность образов, реалистический рисунок, сложное пространственное построение и тонкую проработку деталей, гравюра представляет собой новый шаг в развитии искусства Мендеса.
Значение графики Мендеса и его товарищей по Мастерской особенно велико потому, что этот вид искусства более других развит в Мексике. Наряду с крупнейшими монументалистами — Сикейросом, Риверой, Ороско — Мендес сделал очень многое для развития национального мексиканского искусства XX века. Монументальная живопись и графика — вот основной вклад Мексики в прогрессивное искусство современности. В 1953 году Мастерская народной графики и ее руководитель Мендес были награждены Международной премией мира.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.