Меер (Марк) Моисеевич Аксельрод, живописец и мастер рисунка, иллюстратор и театральный художник, принадлежал к поколению, сформировавшемуся в стенах первой советской художественной школы.
Художник родился в Белоруссии, в местечке Молодечно (теперь это областной центр). В 1921 году он был командирован из Минска для учебы в Москву. С этого же года он стал показывать работы на выставках, а в середине 20-х годов, еще не окончив институт, выставлял вполне зрелые работы, обратившие на себя внимание тогдашних, весьма взыскательных критиков.
Большей частью это были рисунки. Студент графического факультета, ученик Фаворского, Аксельрод сперва пробовал свои силы в гравюре на дереве. Но, хотя его опыты казались удачными, эта медленная, многоступенчатая техника не увлекла молодого художника. Она была для него слишком рассудочна, сковывала живой темперамент, мешала проявиться остроте зрения прирожденного рисовальщика, мгновенно схватывающего модель во всей ее характерности. Да и все развитие нашей графики в конце 20-х — начале 30-х годов вело в ту же сторону — от жестковатой конструктивности искусства первых лет революции к живому, подвижному рисованию, к своего рода «графическому дневнику» (вроде известных дневников Н. Н. Купреянова, одного из вхутемасовских учителей Аксельрода).
Аксельрод рисовал увлеченно, много и быстро. В его папках остались от тех лет бесчисленные рисунки и наброски карандашом, а чаще кистью, широким мазком гуаши, на оборотах разрезанных плакатов, на листах неважной и, конечно, не рассчитанной на длительное хранение бумаги. Разумеется, эта скудость материала объясняется не презрением к хорошей специальной бумаге, а лишь бедностью времени, невозможностью получить все необходимое для работы профессионального художника. И все-таки весь облик этих скромных рисунков говорит и о том, что Аксельрод не священнодействовал над листом, заранее настраиваясь на шедевр, предназначенный для вековечного восхищения. Он работал азартно и точно, на лету фиксируя впечатление, мысль и образ. Когда все необходимое было закреплено, он переходил к следующему рисунку. Конечно, есть среди этих работ более завершенные, но они не отделены четкой гранью от других — самых беглых и непосредственных. Центральное место занимают в этом ряду портреты. Люди сидят спокойно, откровенно позируя перед художником. Тем не менее, портреты Аксельрода всегда экспрессивны. Он схватывал главное в человеке, неповторимое, резко отличающее его от всех других,— черты лица, позу, повадку. Он любил рисовать людей в рост, и непроизвольный жест руки, посадка, манера держать голову оказываются у него не менее выразительными, чем взгляд или мимика. Детали при этом становятся не важны, свободно и умело обобщаются, чтобы дать тем большую силу тому, что наиболее полно воплощает характер. Выражению характера подчинен и пластический, живописный строй этих листов, само движение карандаша или кисти, лепящей порой до гротеска заостренную форму, и цвет — условно-лаконичный, но всегда тонко соотнесенный с личностью, с душевным строем персонажа. Интересны портреты, выдержанные в пепельных, серо-голубых тонах. Чуть заметно варьируемый цвет оказывается в них очень богатым, легкие оттенки создают ощущение сложной живописности. Художник ищет свое место где-то на самой границе живописи и графики — он чаще рисовал, чем писал, но рисовал цветом. Карандашу он предпочитал кисть, а масляным краскам — гуашь или позднее — темперу.
Приобщившись к столичной художественной жизни, Аксельрод навсегда сохранил живую связь с тем миром, из которого вышел. Его особенно интересовала жизнь еврейских колхозов в Белоруссии и Крыму, там он нашел и персонажей множества своих портретных рисунков, и темы композиций («Крестьянин с детьми»), часть которых была выполнена в живописи («Красный обоз» и др.). Мир детства и ранней молодости художника оживал в многочисленных живых и быстрых иллюстрациях к рассказам Шолом-Алейхема и Бабеля, расцветал фантастическими красками в оформлявшихся Аксельродом спектаклях.
К концу 30-х годов Аксельрод переходит в своих пейзажах и портретах от лаконичного «живописного рисунка» к более сложной живописи гуашью и темперой. Он не ищет специально красивой, живописной природы, но выявляет композиционную цельность и цветовое богатство заурядного уголка, мимо которого взгляд иного художника скользнул бы с презрением. Постепенно его живопись становится мягче, созерцательнее. Среднеазиатские гуаши военных лет привлекают сдержанной лиричностью. Но в последние годы жизни работы Аксельрода вновь обрели юношескую энергию и напряженную красочность. Конечно, в этом проявились влияния времени, общее обновление искусства, декоративные искания живописи 60-х годов. Однако ничего чуждого духу творчества Аксельрода в этом повороте не было. В его поздних портретах, плотно написанных темперой листах, очень полно и сочно вылеплены человеческие характеры — вылеплены цветом, пластикой, ритмическим строем композиции. Приподнятый звучный цвет становится основным выразительным средством художника и в его пейзажах последних лет, подмосковных и крымских.
В середине 60-х годов Аксельрод выполнил последний цикл больших композиций — «Гетто», посвященный трагическим событиям времен последней войны. Но отдаленные более чем двумя десятилетиями от изображаемых событий, эти картины менее всего кажутся «историческими». Они наполнены живой болью современника. Прошлое остается живым в душе художника, его страдания и радости продолжают волновать его. В последние годы жизни Аксельрод не раз возвращается к воспоминаниям молодости. Уже не существующие улочки старого Минска воскресают в его пейзажах, порой убогие, и все же поэтичные, полные прежней жизни.
Не только талант и высокая художественная культура, но и чисто человеческие качества — независимость, верность себе, сила характера помогли Аксельроду до конца сохранить свое искусство живым и гибким, без охлаждения и самоповторений. Уже без художника продолжает свою жизнь его творческое наследие — на выставках, в музеях оно завоевывает себе новых зрителей, расширяя сферу своего влияния.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.