Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы — и это привлекает к его творчеству многих и многих.
Родился художник в селе Бялыничи Могилевской губернии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Учась в Киеве во Владимирском кадетском корпусе, куда отдали его родители, Бялыницкий-Бируля одновременно посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. Его рисунки были однажды показаны известному передвижнику И. М. Прянишникову, преподавателю Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году Бялыницкий-Бируля приехал в Москву и был принят в Училище. В это время там преподавали многие известные живописцы: И. Левитан, В. Серов, К. Коровин. «Мы их любили,— писал об учителях Бялыницкий,— мы им верили. Это были для нас авторитеты. Они работали рука об руку с нами, они нас учили и вместе с этим, на примерах своих работ, показывали, как надо подходить к природе и как надо передавать то, что видишь».
Молодой художник быстро обратил на себя внимание П. М. Третьякова, который с выставки 1897 года купил его картину «В окрестностях Пятигорска». С 1899 года произведения Бялыницкого-Бирули постоянно экспонируются на передвижных выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества. Вся дореволюционная художественная деятельность живописца связана с этим объединением. «Пейзаж настроения», наиболее близкий психологической структуре художника, в это время обретает на холстах Бялыницкого-Бирули особое звучание нежной грусти и задумчивости. Возможно, в приверженности к изображению таких эмоциональных состояний сказалось влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщениям в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод — это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие, безбурные настроения природы. Одна из его работ этого периода — «Весна идет»— была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку в Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонцев, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея, Общество имени А. Куинджи и др.). «Этот художник счастливец, он найдет себя особо»,— сказал И. Е. Репин о молодом живописце.
В 1911 году посланный на выставку в Мюнхен пейзаж Бялыницкого-Бирули «Час тишины» удостаивается золотой медали. Такая же оценка его живописи последовала и в Барселоне: золотая медаль в награду за полотно «Перед весной».
Таким образом, в советское искусство Бялыницкий-Бируля вошел как вполне сложившийся, известный на Родине и за рубежом художник.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета — пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину «Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот» (1917).
В дальнейшем Бялыницкий-Бируля много путешествует по стране, делает серии этюдов на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах. В 1936 году он написал свое знаменитое полотно «Озеро Вудъявр». Ему как бы удалось заглянуть в самое сердце прекрасных и суровых гор. Мелкий, дробный удар кисти по холсту создает иллюзию водной ряби, легко пробегающего по озеру ветра. Контрастно в пейзаже сочетание плотной, упругой, почти ощутимой физически поверхности воды и нежных, задымленных, тающих в небе горных вершин.
В 1936—1937 годах к юбилейным пушкинским дням Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А. С. Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в отборе деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии («Лед прошел») или мажорного, приподнятого настроения («Калужница цветет»)— главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно «В час тишины» (1940). Основа выразительности здесь — изящные, легкие и одновременно
точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
Художник пробовал свои силы в пейзажной живописи разного характера, и хотя отдавал предпочтение пейзажу камерному, построенному на выявлении очень тонких нюансов в состояниях природы, много написал памятных мест. Так, например, в 1944 году им создана серия «Шедевры русской архитектуры», где он запечатлел памятники северного русского деревянного зодчества XVI—XVIII веков, органически слитого с неяркой архангельской природой.
В 1945 году Бялыницкий работал в Горках для Музея В. И. Ленина. В 1947 году им создан цикл белорусских пейзажей, в которых лейтмотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк...
В 1947 году Бялыницкий-Бируля был удостоен звания народного художника РСФСР — высокой оценки его полного поэзии и образности творчества.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.