В своих дневниковых записях во время путешествия по Нидерландам Дюрер называл Рогира ван дер Вейдена и Гуго ван дер Гуса «большими мастерами». Это замечание, сделанное менее чем через 50 лет после смерти Гуса, свидетельствует о том, что художник не был потомками забыт, как многие его современники. О нем помнили и нидерландский биограф XVI века Карел ван Мандер, сообщивший, правда, очень мало сведений о жизни художника (и сетовавший на это), и итальянский писатель того же столетия Л. Гвиччардини. Поэтому творчество Гуса не было сенсационным открытием искусствоведческой науки XIX века, возродившей многие имена нидерландских мастеров.
Документальных свидетельств о рождении Гуса не имеется. Видимо, он родился в Генте. Первое письменное упоминание о нем относится к 5 мая 1467 года, когда художник становится свободным членом живописной гильдии Гента. В 1468 году его выбирают одним из глав гильдии, что было большим успехом молодого мастера. В этом же году он едет по приглашению в Брюгге для участия в украшении города по случаю свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской. Большие способности и удача обеспечивают Гусу признание высшего света, он приобретает себе постоянных патронов в лице, герцогской четы. Этим объясняется и деятельность Гуго ван дер Гуса в оформлении так называемых «Праздничных въездов» герцога и его жены в 1469 и 1472 годах в Гент. Начало 1470-х годов — время его наибольшей славы: Гус избирается деканом гильдии, создает свои лучшие картины, работает по заказу герцога. Однако в самом зените своей славы он решает оставить родной город и мирскую жизнь. 1 ноября 1475 года Гус уходит в монастырь Родендале около Брюсселя. Правда, становится не монахом, а так называемым донатусом — привилегированным членом братства, сохраняющим определенную свободу от монастырских правил. Гус продолжает свое общение с людьми — заказчиками и друзьями, по-прежнему занимается живописью. Он даже отправляется в 1480 году в Лувен, чтобы оценить не законченную Дирком Боутсом картину.
Но судьба оказалась неблагосклонной к художнику, его мучила душевная болезнь. Когда Гус умер, его похоронили в том же монастыре. Существовало мнение, что причиной его болезни была зависть к братьям Ван Эйк, создавшим Гентский алтарь, который произвел на Гуса огромное впечатление. И всю жизнь художник мучился, пытаясь достигнуть подобного совершенства. Но все это относится уже к области исторических сплетен.
А объективная оценка говорит о том, что Гус был одним из величайших мастеров нидерландской живописи.
Главное произведение Гуго ван дер Гуса — алтарь Портинари (Флоренция, галерея Уффици), исполненный по заказу Томмазо Портинари, одного из представителей семьи Медичи в Брюгге.
На внешней стороне триптиха изображено «Благовещение». Гус пишет его с использованием только черных и белых цветов, то есть в технике гризайли. По старой нидерландской традиции, он имитирует живописными средствами скульптуру, помещая для большей убедительности фигуры Марии и архангела Гавриила в небольшие арочные ниши. Но и здесь умение Гуса придать изображению особую жизненность дает себя знать. Несмотря на почти скульптурную осязаемость, Мария и архангел не кажутся статуями, сцена производит впечатление реальной жизни. В раскрытом виде триптих оставляет впечатление еще большей жизненности. Перед зрителем открывается состоящее из трех частей единое изображение поклонения младенцу Христу (или «Рождество»). Эта многофигурная композиция имеет несколько пространственных планов, в которых помещены отдельные связанные сюжетно сцены. В левой створке на заднем плане среди гористого пейзажа появляются Мария и ведущий ее под руку Иосиф. Они идут в Иерусалим, где по пути им придется остановиться в Вифлееме и где родится Христос. Сцена Рождества занимает центральную створку алтаря. Среди прочих коленопреклоненных фигур мы видим трех пастухов, вновь появляющихся в правой створке. Там они изображены рядом с тремя волхвами, которые только еще идут на поклонение к младенцу. Таким образом, получается, что все три створки связаны, помимо пространственной композиции, общностью действия. При этом смещены временные рамки и некоторые персонажи появляются в картине одновременно в нескольких местах (что соответствует средневековой традиции).
Значительное место в композиции триптиха занимают донаторы со своими патронами-святыми. Слева в коленопреклоненной позе стоит Томмазо с сыновьями и святыми Фомой и Антонием. Справа — Мария Барончелли, жена Томмазо и их дочь Маргарита, позади них — святые Мария Магдалина и Маргарита. Такого рода молитвенное предстояние открывает одну из интереснейших особенностей духовной жизни того времени. Заказчики алтаря желали видеть себя изображенными рядом со святыми самого высокого ранга. Это было свидетельством не только их благочестивости, но и высокого общественного положения. Это было связано также с ростом индивидуализма во всех областях жизни — человек воспринимал себя не как песчинку в божественном космосе, а как неповторимый феномен творения. Поэтому лица донаторов не лишены портретного сходства.
Алтарь Портинари — новая ступень в развитии нидерландской живописи на ее пути к большей реалистичности и достоверности. Если всмотреться в пейзаж, то видно, что это уже не синтетическая картина мироздания, как это было у Ван Эйка или Мастера из Флемаля, а конкретный уголок природы. То же самое можно сказать и о человеческих образах. Тут и люди высшего сословия (семья Портинари), и представители простого люда (поклоняющиеся Христу пастухи). Всех их Гус пишет с одинаково подкупающей правдивостью. Притом художник не подчеркивает социальных различий между своими героями — они равны перед Христом, смысловым и композиционным центром картины.
Умение выразить эмоциональную сторону события, отличающее всех нидерландских живописцев, у Гуса тоже находит свое особое выражение. Он не стремится передать отвлеченно-мистическую атмосферу чуда, а трактует сюжет как обыденное явление. Его герои испытывают простые человеческие чувства — радость, волнение, удивление. Эти чувства обладают необыкновенной убедительностью.
Столь же конкретны движения и жесты людей, вся обстановка, в которой происходит событие. Все, от стереоскопически ясного пространства до самого мелкого стаффажа, говорит о желании художника отобразить мир в его реальной красоте.
В алтаре Портинари наиболее полно нашло свое выражение мировоззрение Гуса, человека новой эпохи, пришедшей на смену средневековью.
Несколько иными предстают другие произведения мастера. Если в алтаре Портинари он соприкасается с кругом художественных идей итальянского Ренессанса, то в более поздней картине «Смерть Марии» он тяготеет к принципам средневековой выразительности. В этой картине пластика фигур становится жестче, жесты — скованнее, чувства — однообразнее. Хотя сохраняется основной принцип Гуса — картина несет в себе заряд определенной эмоциональной настроенности.
В произведениях Гуго ван дер Гуса есть еще одна общая черта. Его герои, будь то современники или персонажи религиозной истории, всегда люди духовно зрелые, самоуглубленные, думающие. Это свидетельство богатого внутреннего мира самого мастера, принадлежащего той культурной эпохе, которая получила название Ренессанса.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.