Ричард Уилсон — основоположник английского пейзажа. Он родился в Уэльсе, самой живописной гористой части Англии. Красота родного края навсегда пленила его воображение. Добившись к 1740-м годам признания в качестве художника-портретиста, он решительно меняет свою судьбу. Уилсон перестает писать портреты (а это была единственно выгодная художественная профессия в Англии XVIII века) и обращается к изображению природы.
В 1750 году он уезжает в Италию. Там он сближается с кругом пейзажистов. Цукарелли, Клод Жозеф Верне становятся его друзьями. Большое влияние оказывают на него пейзажи Клода Лоррена, Гаспара Дюге и современных ему венецианцев.
Заимствовав у Лоррена схему построения композиции с темными купами деревьев на первом плане, Уилсон сочетает ее с прорывом пространства в глубину. Главным в его пейзажах был средний план, иногда дерево помещалось ближе к центру, а далее последовательно разворачивались планы, параллельные плоскости картины. Уилсон выработал особое понимание пространства, переданного при помощи упругих линий, обрисовывающих уходящие в глубину извивы реки или мягкие уступы гор. Художник самостоятельно развил трактовку атмосферы, не переняв характерный для полотен Лоррена золотистый рассеянный свет. Он покончил с искусственной системой освещения и отвлеченным распределением света и тени. Художник стремился объединить всю композицию реалистически трактованным освещением из единого источника в небе, учитывая и тени от облаков и пронизанную светом атмосферу, окутывающую горные вершины. Уилсон добивался тонкой градации тона, добавляя в тенях зеленые и сине-зеленые оттенки — по контрасту с желтыми и желто-зелеными в свету, и разработал систему цветных рефлексов в тенях. Все же плоские кулисы деревьев переднего плана смотрятся силуэтами на бледном, часто закатном небе. Композицию художник обычно строил, поднимая передний план и расстилая внизу как бы видимое издалека и сверху пространство.
Вернувшись в Англию, Уилсон обращается к пейзажам родины, но в это время они еще не возбуждали никакого интереса у публики. Спрос был только на так называемые «топографические» виды — в сущности, на разновидность тех же портретов,— но уже не самих хозяев, а их собственности — замков и парков. Иногда, но очень редко, Уилсон писал виды имений, но его интересовали не дома, которые он отодвигал куда-нибудь подальше на задний план,— а родная природа. Поэтому заказы на такие виды поступали все реже. Пейзажи Уилсона зрелого периода с их прохладными серебристыми красками слишком отличались от привычных подделок под французский героический стиль или старых голландцев, чтобы нравиться «знатокам», и Уилсон очень нуждался, получая мизерную помощь от Академии в качестве ее библиотекаря — хотя сам он был в числе ее основателей. Уилсон чувствовал себя одиноким и непонятым. «Не знаете ли вы кого-нибудь достаточно безумного, чтобы дать заказ пейзажисту?»— спросил он Барри, академика-классициста, нуждавшегося, впрочем, не меньше его самого. Уилсон умер в глубокой нужде в 1782 году. Только новое поколение любителей искусства на рубеже XVIII и XIX веков, уже после его смерти, оценило широту и целостность его композиций. Пленительна закатная дымка, окутывающая вечерние дали с силуэтом собора св. Петра, за изгибом Тибра, в картине «Рим и Понте Молле» (1754). Мост с башней, купы пиний слева и два молодых кипариса даны очень обобщенно. Уже в этом сравнительно раннем пейзаже английского художника интересует, прежде всего, передача ощущения времени — это поздний вечер, весь передний план почти монохромен. Зато тонко передано бледное палво-желтое небо с легкими разбегающимися облачками. Один из лучших поздних пейзажей родного Уэльса — «Вид на Кадер-Идрис» (ок. 1770 г.), с прозрачным голубоватым озером и таким же воздухом. Пожалуй, «Вид на гору Сноудон» еще более графичен, с острыми контурами скал и вершин, узловатыми ветками высохших деревьев и кружевной веерной листвой справа. В другом пейзаже, где та же вершина виднеется со стороны ласковой долины Мауддаха (1770—1775, Ливерпуль), Уилсон отбрасывает все традиционные методы построения, разворачивая величественную горную панораму, набросанную мощными свободными мазками,— чуть ли не предвосхищая технику импрессионистов за сто лет до их появления.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.