XVII век был одной из великих эпох европейского искусства. В это время с Италией начинают соперничать и часто превосходить ее национальные школы Испании, Франции, Фландрии и Голландии. Вместе с тем необыкновенно интенсивными становятся и межнациональные связи разных школ, и взаимоотношения между, казалось бы, противоположными интернациональными стилями. В Италии совершенствуют свое искусство и живут подолгу иностранные художники, первые живописцы своих стран: фламандец Рубенс, француз Пуссен, испанец Рибера, и они, в свою очередь, оказывают серьезное влияние на местных мастеров. Все это сочетается с многообразием художественных тенденций. Реалистические искания, направленные на раскрытие поэзии, значительности и тайного смысла окружающего мира, подчас смыкаются с классицистическими грезами о великом прошлом и с мистикой барокко.
Сложное содержание эпохи по-своему преломлялось у каждого принадлежавшего к ней значительного мастера. Таким был Хусеппе Мартинес, родившийся в Сарагосе, в Испании, сын фламандского художника Даниэля. Мартинес был другом и современником Веласкеса, Риберы, Алонсо Каны. Он любил путешествия, объездил почти всю Италию. В его работах усматривают близость к таким различным художникам, как родоначальник реалистической живописи XVII столетия Караваджо и один из лидеров
болонского академизма Гвидо Рени. Мартинес испытал и влияние Рубенса — мастера чувственной живописи, полной бурного движения, воздействовали на него и работы сурового, мистически настроенного Риберы. Его кисти принадлежит ряд интересных и своеобразных произведений. Такова, например, его картина «Апостол Фома» из Будапештского музея.
Вместе с другими учениками Фома сопровождал Христа во время его проповеднической деятельности. Случилось так, что Фомы не было, когда Христос после смерти явился ученикам; услышав рассказ об этом, Фома сказал, что поверит в чудо воскресения, только если сам увидит следы от гвоздей на теле Иисуса и вложит свою руку в рану, нанесенную копьем.
В следующий раз, явившись апостолам, Христос дал возможность Фоме вложить свои персты в его раны.
«Апостол Фома» Мартинеса является комментарием к евангельскому тексту, моральным, психологическим, нравоучительным. Картина написана как поясной портрет, все внимание сосредоточено на портретируемом: фон черный, на нем выделяется слабо только копье, напоминание о смерти Христа. Фома изображен в движении, почти в профиль. Он или вот-вот вложит пальцы свои в раны Иисуса, или отпрянул, только что, сделав это. Точность временного момента не играет роли: глаза Фомы видят раны, истина уже брезжит ему; если он еще и не вложил в эти раны своих рук, то все равно, в рабстве привычных представлений, сделает это. На лице Фомы несколько гротескное выражение недоумения с оттенками тупости, страха и боли. Пальцы его написаны натуралистически, грубые пальцы трудового человека, красные то ли от жара плоти, то ли от крови из ран Христа. В противоположность выражению лица и грубости пальцев, пропорции фигуры, сложная поза и драпировка, покрывающая тело, полны классического благородства. Эта красота человеческого существа позволяет за темными чувствами, владеющими апостолом, увидеть намек на прозрение, понять, что неверие и тупость — это маска, уродующая душу. Таким образом, в портрете Фомы переданы и действие, и душевная драма, из них сделаны выводы и морального и дидактического характера.
В картине Мартинеса, несомненно, влияние разных мастеров. В первую очередь, очевидно, его увлечение Караваджо. Отсюда происходят резкий свет и глубокие, до черноты, тени, приближенность фигуры к переднему плану и натуралистические элементы. По всей вероятности, Мартинес был знаком и с подобными портретами Риберы. Черпал он также и из творчества классицизирующих мастеров, таких, например, как Орацио Джентилески. Однако все заимствованные элементы художнику удалось сплавить воедино, создав свой оригинальный язык глубокого неторопливого назидательного повествования, отличающий его и от величественного, порой трагического реализма Караваджо, и от напряженного мистицизма устремленного вглубь Риберы, и от условности и психологического безразличия академизма и классицизма.
Мартинес в свое время был весьма чтимым художником и сделал удачную карьеру. После разъездов по Италии и Испании он, по рекомендации Веласкеса, был в 1644 году назначен придворным художником испанского короля Филиппа IV. Затем он постоянно жил в своем родном городе Сарагосе, где был учителем и придворным художником Хуана Австрийского, позднее ставшего вице-королем Арагонским. Этому своему покровителю художник посвятил написанный им трактат об искусстве, озаглавленный «Практические советы для благородного искусства живописи...», трактат был издан полностью только в 1866 году в Мадриде. Главные работы Мартинеса украшают церкви Сарагосы и ее окрестностей. Будапештский музей, кроме «Апостола Фомы», владеет еще двумя картинами мастера, а одно полотно хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.