«В музыкальном театре цвет, колорит, живопись должна быть основным выразительным средством, живопись должна присутствовать в сценической архитектуре, в костюмах. Цвет — это эмоциональная стихия, которая выражает образ». Так определяет главные задачи театрального художника в работе над оперными и балетными спектаклями Александр Федорович Лушин.
Он всегда подчеркивает, что воспринял это на уроках замечательного мастера советского театрально-декорационного искусства — Исаака Моисеевича Рабиновича.
И еще: «может быть, потому, что я учился у Рабиновича, я люблю использовать различные фактуры.
И действительно, знакомясь с эскизами и макетами Лушина, а главное, присутствуя в зрительном зале на оформленных им спектаклях, воистину убеждаешься, что цвет и фактура, главные выразительные средства, с помощью которых художнику удается вовлечь зрителя в поэтический мир спектакля и создать образную предметную среду для его героев.
Лушин родился в Москве. Он стал профессиональным художником театра только в первой половине 30-х годов, потому что сначала готовил себя к другой профессии: он окончил биологический факультет Московского университета. Однако увлечение театром, живописью, музыкой пересилило стремление к занятиям биологией, и он поступает во Вхутеин, а после его реорганизации с успехом заканчивает курс в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры.
С тех пор вся его жизнь неразрывно связана с театром. Сначала он работает в Оперной студии при Московской консерватории, где создает декорации к операм Моцарта, Бизе, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова...
Затем в течение нескольких лет (1940—1944) его судьба связана с театрами Туркмении. Здесь для постановки оперных спектаклей он мастерски интерпретирует в декорациях замечательные образцы национального искусства — архитектуры, настенного орнамента, росписей, народных ремесел. Плодотворная работа художника была отмечена в 1944 году присвоением ему звания заслуженного деятеля искусств Туркменской ССР.
Но вот уже четверть века творчество Лушина по преимуществу протекает в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, где он является главным художником. Одной из наиболее удачных работ Лушина было оформление балета «Лебединое озеро», осуществленного на этой сцене выдающимся советским балетмейстером В. Бурмейстером. На этой же сцене в его декорациях шли многие спектакли оперной и балетной классики, над которыми он работал в тесном содружестве с режиссером П. Златогоровым и балетмейстерами В. Бурмейстером и А. Чичинадзе. В 1970 году Лушину присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
А в 1972 году состоялась персональная выставка произведений художника, отразившая весь его творческий путь и наглядно продемонстрировавшая расцвет его дарования.
К его лучшим работам следует отнести эскиз к «Иоланте» — спектаклю, в котором Лушин совершенно по-новому подошел к этой опере Чайковского, создав на сцене очень красивую по цвету и форме единую установку, в которой использованы элементы романской архитектуры, вписанные в интенсивный голубой фон.
Для постановки оперетты Ф. Зуппе «Донья Жуанита» — первой совместной работы Лушина с режиссером Л. Михайловым, он создал удивительно легкое и воздушное оформление. Общая установка обладает изящными сквозными очертаниями, художником найдена целостная гармония отдельных ее элементов — ажурного металлического кружева решеток, арок и перил, а также маленьких цветных занавесок, перекрывающих по ходу действия легкие арки.
Особое место в творчестве Лушина занимают работы, связанные с интерпретацией на сцене образов комедии дель арте. Поводом для целой серии эскизов на темы венецианского карнавала послужили постановки оперы «Любовный напиток» Доницетти (1964), балетного спектакля на музыку шумановского «Карнавала» (1964) и балета Стравинского «Пульчинелла» (1976).
Отзвуками древней традиции комедии масок наполнено и сценическое решение оперы Леонкавалло «Паяцы», осуществленное в 1978 году. В его основе — пестрый фургон комедиантов, трансформирующийся в сцену бродячего театра. Художник поместил его посреди черной городской площади, показанной лишь в намеке. Еще более лаконичной является декорация к опере «Алеко» Рахманинова, написанной, как известно, на сюжет пушкинских «Цыган». Пестрый цыганский платок нависает над сценой — вот и все оформление, но это гигантское полотнище постоянно меняет положение, преобразуя место действия то в цыганский шатер, то в вольную степь. В финале спектакля платок скорбно опускается, накрывая тела убитых.
Эта цыганская шаль сработана из прочерненных кусков ситца разных оттенков. Ее фактура вводит в атмосферу таборного быта, ее цвет вторит трагизму событий. А ритм движения этого полотнища подчинен движению музыкальной драматургии, которой Лушин неизменно верен во всех своих работах.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.