Русское искусство первой трети XIX века — можно охарактеризовать как совершенно самостоятельный этап. Искусство этих лет проникнуто идеалами, рожденными широким общественным подъемом эпохи Отечественной войны 1812 года и восстанием декабристов. Творчество Александра Осиповича Орловского — яркий пример синтеза гуманистических идеалов, романтических устремлений и демократических тенденций, свойственных этому времени.
Орловский прожил жизнь, полную превратностей и приключений. Он знал нищету и был на вершине успеха, но как бы ни складывалась его судьба, никогда не изменял призванию художника. Родился Орловский в Варшаве. Случай помог талантливому мальчику, сыну корчмаря, вырваться из окружения, мало способствовавшего формированию творческой личности, — его рисунки оценила богатая меценатка. Первые художественные навыки Орловский получал под руководством французского живописца Я. П. Норблина, жившего в Польше. Дальнейшее обучение проходило у итальянца М. Баччиарели. С техникой офорта Орловского познакомил художник Фолина, который был искусным гравером. Годы учебы совпали с восстанием Костюшки, охватившим Польшу, которое произвело глубокое впечатление на романтически настроенного юношу. Среди ранних рисунков художника сохранились наброски «Поход войск Костюшки», а также и портрет самого генерала.
В 1802 году Орловский переехал в Петербург, и с этого времени его творческая судьба связана с русским искусством. В России он получил известность как превосходный рисовальщик и живописец, автор батальных сцен и рисунков из народного быта. Орловскому принадлежат многочисленные пейзажи, портреты, книжные иллюстрации и сатирические листы.
Благодаря общительности, остроумию, знанию нескольких европейских языков молодой художник был принят в самых высоких кругах петербургской аристократии. В первые годы пребывания в столице он прославился своими романтическими произведениями. Но после Отечественной войны 1812 года в его творчестве наметился новый этап, связанный с поиском реалистических образов. Орловский исходил в раннем своем творчестве из основного положения романтической эстетики, суть которого можно свести к поискам прекрасного не во внешней красоте, а в характерности изображаемого. Главным для него было выявить характер человека, или вида природы, или сцены сражения. Это эстетическое кредо прекрасно выражено в его полотне «Всадник, увидевший труп на дороге» (1803). Здесь, помимо необычности самой ситуации, важно отметить, что художник пользуется живописными приемами, выявляющими самое важное в изображении — чувство тревоги, неожиданности, напряженность сцены. Как и всадник, пораженный увиденным трупом, так и конь его встревожен и насторожен. Его ноздри трепещут, глаза налиты кровью — весь облик олицетворяет необузданный норов.
Романтическую настроенность можно наблюдать и в других работах Орловского этого периода: в изображении битв, кораблекрушений, бурь на море, разбойничьих сцен, в которых чувствуется влияние темпераментного итальянского живописца Сальватора Розы. Орловский охотно обращается и к образам средневековых рыцарей или мушкетеров XVII века.
С наибольшей полнотой черты романтизма проявились в «Автопортрете» 1809 года. В резком повороте головы, гневно сдвинутых бровях, в остром взгляде, устремленном вдаль, чувствуется сильная личность. Плотно сжатые губы придают молодому лицу выражение надменности. Взметнувшийся красный плащ подчеркивает независимость характера. В этом несколько «байроническом» автопортрете Орловский всею силою таланта утверждает эмоциональную стихию в противовес рационализму классицистического искусства.
Художник охотно обращался к различным графическим материалам. Он рисовал энергичным, свободным, темпераментным штрихом, вводя подцветку, подчеркивая игру цвета и света. Среди излюбленных сюжетов Орловского — сражения, схватки, различный военный типаж. Художник зарисовывал с натуры всадников, одетых в своеобразные костюмы — это киргизы, черкесы, уральские казаки из народного ополчения, заметно отличавшегося своим обликом от частей регулярной российской армии.
В 1809 году Орловский за свою картину «Бивуак казаков» получил звание академика баталической живописи.
Зачастую Орловский выполнял портреты-шаржи и едкие карикатуры, делал «гриффонажи» — наброски в гротескной манере. В карикатуре сказалось прекрасное социальное чутье художника, его стремление к обличительности, вскрытию пороков и язв общества. Характерны рисунки, изображающие заносчивого и нелепого польского шляхтича (1818) или типы петербургских щеголей («Франт на дрожках парой»), нравы столицы того времени («Бега на Неве»). Социально-критические и сатирические черты проявились не только в жанровых сценках, исполненных художником, но и в портретах, например А. С. Сидорова — управляющего имением А. Р. Томилова, или в портрете кастеляна Михайловского замка И. С. Брызгалова.
С именем Орловского связано появление в России литографии. Его первая литография датирована 1816 годом и изображает излюбленных им всадников, Литографические листы художника полны разнообразных жанровых сцен. В 1826 году художник создал целую сюиту изображений городских типов, в основном, оброчных крестьян. Литографии Орловского предвосхищают ряд черт, которые будут несколько позже характерны для «натуральной школы». Он зарисовывает просящих милостыню арестантов, конвоируемых казаками, метко изображает извозчиков, каменщиков, торговцев. В этих работах показана народная жизнь России. Вместе с элементами юмора и гротеска здесь выражено глубокое сочувствие простым людям.
В русское изобразительное искусство Орловский принес свободолюбивые порывы. Сочувствуя народному освободительному движению в Польше, он создал акварель «Польские повстанцы ночью у костра» (1820). Эта работа как бы подтверждает поэтические строки А. Мицкевича, посвященные художнику: Живал он при дворе, однако, в райской жизни Все позабыть не мог о брошенной отчизне...
Орловский был подавлен трагическим исходом восстания декабристов. Такое же впечатление произвел на него разгром польского восстания 1831 года. По совокупности обстоятельств именно с этого времени жизнь его пошла под уклон, он умер через год от сердечной болезни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.