Самостоятельная творческая жизнь Виктора Ефимовича Попкова длилась всего пятнадцать лет, но и за этот недолгий срок он создал ряд весьма значительных произведений. Художник вошел в советское искусство 1960-х годов со своими размышлениями о жизни, о месте творческой личности. Претворяя их в картины и портреты, Попков был искренен, ничего никогда не приукрашивал, не лишал драматической сложности. Поэтический строй его произведений таков, что при всей обыденности и простоте сюжетов они притягивают к себе зрителей, волнуют пронзительной личной интонацией повествования.
После окончания Московского художественного института им. В. И. Сурикова, где Попков учился на графическом факультете (1952—1958), он стал самостоятельно овладевать живописным мастерством. Его смелые поиски способов и средств пластического воплощения творческих замыслов лежали в русле исканий молодого поколения живописцев, выступивших на художественных выставках в ту пору.
Во второй половине 1960-х годов, когда полотна «сурового стиля», созданного сверстниками Попкова, уже перестали быть остродискуссионными, художник написал несколько картин, показавшихся в то время необычными и даже спорными. Однако именно они «подхватили» эстафету обновления советского искусства. Так появился цикл «Мезенские вдовы».
Во время поездок на Север, предпринятых в 1965—1967 годах, Попков был поражен видом опустевших деревень, где он не застал молодежи, уехавшей в города, а увидел лишь старух, доживавших свой век в старых-престарых избах. Многие из них оказались солдатскими вдовами. Они бережно хранили фотографии, с которых глядели лица их мужей, оставшихся навсегда молодыми.
Горожанин в первом поколении, Попков ощущал свою глубинную связь с русской деревней, ее людьми и болел их болью. Он увидел старость, вдовство, затаенное горе, всю неизбывность трагедии Великой Отечественной войны и посвятил этому свои картины «Воспоминания. Вдовы», «Одна», «Северная песня», «Старость», «Сени».
Работая над серией «Мезенские вдовы», Попков вступил в еще не изведанную им область метафорического повествования, наполнившего особым смыслом изображение реальной действительности. Употребление метафор изменило «емкость» образов, обогатило их ассоциациями, углубило содержание полотен, их одухотворенность. В «Мезенских вдовах» художник создал образы русских женщин, со сдержанностью и достоинством, с большой нравственной стойкостью принявших свою нелегкую судьбу.
Найденную систему средств и приемов Попков разрабатывал и в других произведениях, лежащих за пределами деревенской темы. Личная интонация, так сильно звучащая в художественном повествовании Попкова, естественно сомкнулась в них с прямым высказыванием от первого лица, когда он придал черты автопортретности обликам их главных персонажей («Художник в деревне», 1967; «Мой день», 1968; «Октябрь», 1970; «Мать и сын», 1970). Автопортретна, в частности, широко известная картина Попкова «Шинель отца» (1972), где он изобразил себя надевшим старую солдатскую шинель, принадлежавшую отцу, погибшему на Великой Отечественной войне, и горестно размышляющим о его судьбе. Художник трактует здесь пространство картины как некую «страну воспоминаний», и шинель здесь ассоциируется с образом фронтовика, к которому сын обращает свой внутренний монолог. Другие персонажи картины — это образы скорби, владевшие воображением художника и сошедшие сюда с других его полотен. Они как бы витают в пространстве — бесплотные фигуры мезенских вдов и молодой горбуньи из хора деревенских женщин, певших городским приезжим песню «Ой, как всех мужей побрали на войну» в картине «Северная песня». Образ отца, павшего за Отчизну, оживающий в воспоминаниях, трактуется художником как нравственный эталон — и это главное в попковской картине.
Полотно, названное «Работа окончена» (1972), воспринимается как обобщенно-символический образ, несмотря на то, что оно тоже автопортретно. Лицо человека, изображенного в картине, спокойно, глаза закрыты, ни тревог, ни борений... Тело словно опустошено, все силы ушли из него. Свершен, может быть, подвиг целой жизни. Во всяком случае, в трактовке Попкова жизнь и работа — синонимы, конец работы — конец жизни. Этой символике подчинено все: нет ни одного яркого пятна, колорит монохромен, пространство сжато, внимание целиком сосредоточено на изображении лежащего и словно бездыханного тела. Пейзаж ночной Москвы за окном — это мир, вбирающий в себя все человеческие дела и поступки.
Попкова занимала тема смерти как подведения жизненных итогов. Он проводит ее и в картине «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), где изображены деревенское кладбище, и толпа односельчан у холмика свежей могилы. Здесь настроение лишено трагического оттенка — это светлая печаль о том, что мир лишился одного доброго человека.
Уделяя большое внимание психологическим характеристикам персонажей своих полотен, Попков создал и ряд портретов своих друзей-художников — Н. Ерышева, А. Тутунова, Р. Бабаева. Они решены как портреты-картины.
В последний год своей жизни живописец обратился к пушкинской теме: «А. С. Пушкин и А. П. Керн», «Осенние дожди (Пушкин)», написал пейзажи Михайловского, Тригорского. В этих работах заметно изменение живописных приемов, изменение задач и всего образно-поэтического строя его искусства. Начинался новый этап творчества Попкова, так и оставшийся незаконченным.
Работая над картинами, много рисуя, Попков всегда вкладывал в то, что он делал, свои размышления о жизни, о долге живых перед погибшими на войне, о нравственных устоях, о сложности человеческих взаимоотношений. Когда произведения художника выдвигались на Государственную премию СССР, их вполне закономерно объединили в серию под названием «Размышления о жизни». В 1975 году премия была присуждена Попкову уже посмертно.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.