В год, когда родился Франсиско Антонио Мелендес, умер Мурильо, последний из знаменитых испанских мастеров XVII века, создателей национальной школы реалистической живописи. Причем в творчестве Мурильо испанский реализм получил свое логическое завершение: этому художнику прекрасно удавались жанровые сценки из жизни улицы, но когда он писал картины на сюжеты возвышенного содержания, то часто впадал в напыщенность и фальшь.
Вплоть до рождения Франсиско Гойи в 1746 году в Испании не было столь крупного мастера, который сумел бы преодолеть национальный художественный кризис и вывести испанскую живопись на самостоятельную дорогу. Талантливые художники от Мурильо до Гойи, к числу которых принадлежит и Франсиско Антонио Мелендес, примыкали к традициям иностранного, в первую очередь итальянского искусства.
Мелендес родился в Овьедо, живописи учился у своего брата Мигеле Якинто Мелендеса, придворного художника Филиппа V. С 1699 по 1717 год Франсиско находился в Италии, где совмещал деятельность художника с обязанностями военного (в это время в Европе шли так называемые войны за испанское наследство). Впечатления от искусства итальянского барокко определяют самую известную работу Мелендеса «Иоанн Креститель в пустыне», хранящуюся в Будапештском музее.
На маленьком полотне написан романтический пейзаж. Зритель как бы помещается в глубине сумрачного грота. Он видит переднюю часть этого грота с выходом наружу, вздымающуюся кверху землю и небо, стесненное в раме скал. По правой стене грота сбегает маленький водопад, к нему припадает жаждущий человек. Внизу от водопада течет ручей, из которого пьет овца. Картина полна движения: стремителен подъем скал, клубятся облака, ручей в гроте начинается плещущим водопадом; Иоанн не просто пьет воду, но припадает к струе, перевесившись через камень и с трудом удерживаясь в напряженной позе. Но еще важней этого внешнего движения динамика внутренняя, биение пульса природы. Его выявляют свет и цвет. Пульсирующим светом сияет небо за неравномерной завесой облаков, скрытым внутренним свечением откликаются скалы, написанные тонкими, прозрачными слоями коричневых красок, в сумраке грота блещет вода, таинственно вспыхивают отдельными пятнами отсветы сияния дня, золотисто лучится обнаженная человеческая фигура. Многослойное письмо позволяет художнику сделать явственными неуловимые тональные и цветовые переходы. Так, фигура Крестителя в тенях горит тонкими, переходящими друг в друга почти незаметно, цветовыми оттенками, в которых преобладает красный — отзвук движения крови, отсвет тепла человеческого тела. А горы благодаря проникающему в их глубь свету лишены тяжести и жесткости и, как живые существа, изгибаясь, тянутся вверх, к небу, включаются в круговые ритмы клубящихся облаков. Свет и цвет связали сложную картину природы, от подземных ее глубин до небес, в единое целое; пройдя через разные вещества, через живое и кажущееся неодушевленным, они таинственными ритмами объединили камень, воздух, воду, разумного человека, несмышленую овцу, пронизали все могучей динамикой сложной жизни мироздания, в лоне которой покоятся все прочие, меньшие жизни. Возникает вопрос, почему же картина Мелендеса, посвященная жизни природы, ветру, звуку воды, красоте человеческого тела, картина, в которой слышится восторженная похвала мирозданию, названа «Иоанн Креститель в пустыне»? (Как известно, пророк Иоанн удалился в пустыню, где вел суровую жизнь аскета, проповедовал стекавшимся к нему людям скорое пришествие Христа, крестил их в реке Иордане и в ней же крестил впоследствии пришедшего к нему Иисуса.) Обычно, изображая этот сюжет, концентрировались на аскетическом, изможденном облике Иоанна или на его пророческой деятельности, или пастырском служении, или, наконец, на главном событии его жизни — крещении Христа. Если б не название картины Мелендеса, трудно было бы, кажется, в полуголом пастухе, забредшем в затерянный в горах маленький грот попить из источника, увидеть Иоанна Крестителя. Разве что овца, являвшаяся в христианскую эпоху привычным символом Христа — агнца, уготованного на жертву, могла бы служить намеком на литературную канву изображения.
На поставленный вопрос трудно ответить однозначно. На поверхности лежит ответ: художник воспользовался религиозным сюжетом лишь как поводом для изображения романтического пейзажа, картина может служить свидетельством обмирщения церковной культуры в эпоху барокко. Однако за этим ответом можно признать лишь частичную правоту. Ибо, почему же художнику понадобился какой-то посторонний повод для изображения пейзажа в то время, когда пейзажная живопись уже была широко распространена в Европе? Очевидно, что для Мелендеса его картина была внутренне связана с избранным им сюжетом. Изображенная природа — не царство равнодушной материи, но живое, страстное создание, славословящее своего Творца, и вместе с тем как бы напоминание о рождении нового мира, омытого в волнах Иордана. Вот почему припавший к ключу пастух это именно пророк.
По возвращении из Италии Мелендес поселился в Мадриде, где в 1726 году он был первым инициатором основания художественной Академии св. Фернанда. На родине мастер писал главным образом миниатюры для королевского двора. Умер художник в Мадриде. Творческое наследие Мелендеса невелико. Кроме будапештской картины, наибольшей известностью пользуются портрет первой жены испанского короля Филиппа V, хранящийся в Букингемском дворце в Лондоне, и рисунок из Национальной библиотеки в Мадриде.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.