Когда-то современники величали Александра Григорьевича Варнека «русским Ван-Диком». Его имя упоминалось в ряду крупнейших русских художников — О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова. Без него трудно представить русскую художественную жизнь первой трети XIX века. Варнек был близок со всеми ведущими мастерами, о нем с постоянно высокими оценками упоминает периодическая печать, его рисовали О. Кипренский, К. Брюллов, Г. Чернецов.
Популярность его как портретиста была так высока, что даже позволила А. Мокрицкому в его известном «Дневнике художника» поставить Варнека выше обожаемого им Брюллова. Портреты Варнека восхищали «совершенным подражанием натуре». Круг ортретируемых был очень широк — аристократы (портреты Голициных), товарищи по искусству (портреты И. Мартоса, А. Ступина), академическое начальство (портреты А. Строганова, А. Оленина), артисты (портрет Е. Колосовой) и т. д. И сейчас наследие художника насчитывает более ста работ, но теперь его называют «полузабытым мастером». Причины такого резкого снижения оценок — не только в недостаточном внимании к художнику со стороны исследователей, но, видимо, лежат в законах самой творческой эволюции его.
Талантливый ученик Д. Левицкого и С. Щукина, он впервые серьезно заявляет о себе «Автопортретом с палитрой и кистями» (1805—1806). Портрет писался в Риме, где молодой художник находился по окончании Академии. С портрета смотрит на нас уверенный в себе человек, не без некоторого романтического вызова изображенный против света, с взмятенной прической, с игрой световых рефлексов на лице. Портрет написан цельно и пластически убедительно. «Все превосходно в высшей степени»,— так отозвался о портрете «Журнал изящных искусств».
Эту работу Варнека стало уже традицией сравнивать с «Автопортретом с кистями за ухом» О. Кипренского. Для такого сопоставления дают основание и временное единство, и видимая схожесть образно-стилистических концепций. Но образ Кипренского полон юного воодушевления, романтического утверждения личности, у Варнека остается лишь своего рода скорлупа от концепции Кипренского. Не пафос, но поза, не утверждение себя как личности, а самоудовлетворенность бытия. Искусство портрета для Варнека оставалось в сфере зрительного восприятия, не достигая сферы чувств, области души, границ личности. И даже плодотворный принцип изучения натуры, которым руководствовался живописец, не приводил к значительным художественным результатам. Это, разумеется, не исключает высокого профессионализма мастера (примером которого является, скажем, автопортрет в бархатном берете), давно отмеченного современниками и ныне заставляющего говорить о нем как о вполне достойном соратнике Кипренского и Тропинина.
Изучение натуры понималось им не только как возможно более тщательное воспроизведение оригинала, но и как расширение диапазона впечатлений от натуры. Еще в Риме он рисует пейзажные виды, бытовые сцены. Позже пишет пейзажи — «Вид Петербургской стороны», «На Крестовском острове», создает галерею портретов-типов — «Итальянская крестьянка», «Старик со штофом», «Скрипач». Из Италии Варнек возвращается раньше положенного срока, его тянет в Академию, занять в ней достойное место (в отличие, например, от О. Кипренского или А. Иванова), и в 1810 году по получении звания академика он начинает преподавать в классах миниатюрной живописи, пейзажа, а также портретной и исторической живописи. Он был вдумчивым и внимательным педагогом. Разрабатывал методические пособия, продумывал основы своей педагогической системы. Но и здесь сказывалась компромиссность позиции художника. Стремление приблизиться к реальности сочеталось в нем с верностью академическим правилам. Это было тем более прискорбно для художнической репутации Варнека, что с 1829 года Академия, попавшая в ведение Министерства императорского двора и под непосредственное наблюдение Николая I, утрачивает роль ведущего творческого художественного центра страны.
Эта раздвоенность, а вернее, отсутствие надежной доминанты личности, приводит его на путь чиновничьей карьеры. К концу 20-х годов собственное творчество Варнека сужается, он выполняет официальные заказы — образа для церквей, служит хранителем в Эрмитаже, получает орден (и даже интригует из зависти против Венецианова). Варнек как бы самоустраняется из живого потока культурной жизни в то время, когда художественный процесс набирает все более стремительные темпы развития. Так и незаурядное дарование, и высокое мастерство, при полной пассивности общественной позиции и заурядных личностных качествах, не спасли имя Варнека от забвения в памяти потомков.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.