Венеция знала трех художников Беллини: Якопо, Джентиле и Джованни. Старший, Якопо, отец этого прославленного семейства, оставил для потомства в основном графические работы. Сохранились два альбома зарисовок, набросков композиций. Их с успехом использовали в работе не только сыновья Джентиле и Джованни, но и другие мастера, например, Мантенья.
Сыновья превзошли отца в области искусства, в особенности младший Джованни, ставший одним из лучших живописцев раннего Возрождения. С именем же Джентиле Беллини связано зарождение венецианской жанровой живописи.
Джентиле, как и Джованни, был учеником своего отца. Сопровождая его в многочисленных путешествиях, молодой художник имел возможность учиться на произведениях таких великих мастеров, как Джотто, Донателло и другие. Вплоть до смерти отца он работал в его мастерской. Об этом свидетельствует один из алтарей, датированный 1460 годом и подписанный сразу тремя Беллини. Позже Джентиле намного быстрее своего брата добился славы — уже в 1469 году он был посвящен в дворянство (чем заслужил он эту милость — мы не знаем).
В ранние годы в искусстве Беллини складываются два основных направления его интереса — к портрету и пейзажу. Уже в Мадонне из музея Берлин-Далем (1450) интерес к портрету сказался в изображении заказчиков. Беллини разрабатывает различные проблемы портретного жанра и в других произведениях — профильном портрете дожа Фаскари (Венеция, музей Коррер), портрете Катарины Карнаро (Будапешт, Национальная галерея), изображенной в трехчетвертном повороте, или в автопортрете из берлинского музея. Картины эти представляют собой ранний тип итальянского, портрета.
Своим портретным искусством Беллини поражал не только соотечественников. В 1479 году Джентиле направляется по приглашению султана Мухамеда II в Константинополь. Он дарит султану, по словам биографа Вазари, «прекраснейшую картину, от которой тот пришел в восхищение и не мог поверить, что смертный человек таит в себе нечто чуть ли не божественное, позволяющее ему столь живо передавать природу». Когда же Джентиле изобразил самого султана, «то это было признано за чудо» (портрет в настоящее время находится в Лондонской Национальной галерее). Султан был в восторге и, как замечает Вазари, ни за что не отпустил бы Джентиле от себя, если бы не запрет мусульманской религии на изображение человека.
Из Турции Беллини вернулся с рыцарским званием, богатыми подарками и рекомендательным письмом от султана к дожу и Синьории. Венецианцы встретили Джентиле с ликованием.
Венеция того времени изобиловала так называемыми скуолами — своеобразными братствами благотворительного характера. Эти богатые организации давали заказы многим венецианским художникам, среди которых были и братья Беллини.
Джентиле исполнил для двух скуол Сан Джованни и Сан Марко четыре панно, предназначенные для украшения стен («Легенда о нахождении реликвий св. Креста» для первой и «Сцены из жизни св. Марка» для второй, 1496—1500). При этом художник впервые использовал для этой цели холст.
Изображая процессию св. Креста на площади Сан Марко в Венеции, Беллини открывает перед зрителем перспективу знаменитой площади. Собор с пятью порталами, украшенный византийскими мозаиками, куполами и многочисленными башенками, расположен в центре. Справа и слева от Сан Марко выстроились в перспективе типичные венецианские палаццо (среди них — Дворец дожей), своей мощью и простотой форм как бы противостоящие византийской роскоши собора. Беллини выстраивает всю эту архитектуру не только с профессиональным умением зодчего, но и с чувством гордости истинного венецианца, стремящегося всеми своими делами прославить родной город.
По периметру площади движется процессия священнослужителей, монахов, именитых граждан и городских жителей. Здесь можно найти представителей всех слоев венецианского общества. Эта разношерстная толпа дополняет картину празднества, создавая цельный образ городской жизни, полной очарования и притягательности. Панно «Проповедь св. Марка в Александрии» с некоторыми изменениями повторяет композицию предыдущей картины. Вместо венецианской архитектуры художник изображает полуфантастические мусульманские постройки, а вместо жителей Венеции — мусульман. Панно не было завершено. Его закончил Джованни Беллини, за это получивший в наследство от старшего брата один из альбомов рисунков отца.
Другая композиция, написанная для скуола Сан Джованни, изображает чудо, свершившееся, согласно преданию, во время одной из праздничных процессий в Венеции. Во время перехода через мост драгоценная реликвия, заключавшая в себе частицы святого Креста, упала в канал. Народ столпился на мосту и набережных, а несколько людей бросились в воду, чтобы достать святыню. Но только настоятелю скуолы Вендрамину удалось ее спасти. Он держит святыню в правой руке, а сам плывет к берегу. На переднем плане картины видны несколько знатных венецианцев (видимо, конкретные личности), которые, видя чудесное событие, преклонили колена.
Следуя своей собственной традиции, Джентиле изобразил топографически конкретное место — один из уголков старой Венеции. Как говорит Вазари, «старание и тщательность его были огромны... Все это принесло Джентиле величайшую известность».
С творчеством Джентиле Беллини в истории венецианского искусства связано зарождение своеобразного жанра живописи — «историй», как их тогда называли. Джентиле был первым, кто начал писать «истории», включавшие и жанровые мотивы, и городские пейзажи. Эти «истории» посвящены в первую очередь Венеции, событиям ее религиозной и культурной жизни. Они создают наглядный и точный «портрет» города, близкий современному зрителю не только своей поэтичностью, но и исторической объективностью.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.