В 1427 году во Флоренции был принят закон, согласно которому для справедливого налогового обложения граждане должны были письменно сообщать сведения о своем имуществе и семье. Именно такого рода документы, столетия, пролежавшие в городских архивах, позволяют нам узнать некоторые подробности о частной жизни выдающегося скульптора итальянского Возрождения Луки делла Роббиа. Он был третьим сыном флорентийского гражданина Симоне ди Марко, по всей вероятности, крестьянина. Всю жизнь Лука оставался холост. Похоронив вскоре после 1427 года отца, потом среднего брата, он жил вместе с семьей старшего. Когда умер и старший брат (между 1446 и 1451 годами), Лука должен был позаботиться о трех племянниках и двух племянницах. Ради них он отказался от стремления к монашеской жизни, им он впоследствии оставил весьма богатое наследство, отделив подобающую долю в пользу церкви. По характеру Лука был прост и прям, предан своим родным и своему городу, в котором не раз занимал почетные гражданские должности, много времени посвящал благотворительной деятельности. Благородные качества его натуры вполне отразились в его искусстве, соединяющем внутреннее величие образов с сельской безыскусностью и нежностью, искренность религиозного чувства и верность природе. Чтобы точнее понять особенности творчества скульптора, нужно ознакомиться с ним в русле художественного развития его эпохи.
Старшие современники Луки, уже владевшие резцом в то время, когда он был еще ребенком, совершили переворот в скульптуре, освободив ее от средневековых условностей формы и пространства. Великий Лоренцо Гиберти достиг в своих рельефах верности пропорций, естественности движений и поз человеческих фигур, он научился изображать многоплановое, глубокое пространство, заселенное десятками персонажей. Однако соединение пространственных планов у Гиберти еще весьма искусственно. К тому же разные слои пространства скульптор еще по-средневековому использует для разновременных сцен, передавая, таким образом, не естественно открывающееся взгляду действие, а лишь умственным взором обозримый поток событий грандиозного масштаба. Этот поток направляется Провидением, персонажи в нем бесстрастно играют заданные роли, не нарушая индивидуальными переживаниями величественного хода драмы Священной истории.
Гений Донателло совершает новый громадный шаг вперед, раскрывает внутренний мир человека, достигает цельности в передаче глубокого пространства, связанного к тому же единовременным действием. Драматическое действие у Донателло совершается в душах персонажей, измученных страстями, горящих доблестью, переживающих напряженную внутреннюю борьбу. Герои Донателло — титаны, как бы пытающиеся разрешить вечные вопросы.
Простые человеческие чувства, душевная гармония, которым нет места в произведениях Донателло, были открыты для искусства Лукой делла Роббиа. Решительный сдвиг в этом отношении виден уже в наиболее раннем датированном произведении мастера, мраморной кафедре для певчих, выполненной в 1431 —1438 годах для флорентийского собора и находящейся ныне в музее собора. Кафедра представляет собой балкон на консолях. На ней написаны слова 150-го псалма, иллюстрированного десятью рельефами с изображением людей, славящих бога пением, музыкой и танцами. В двух рельефах, изображающих пение, мастер не побоялся представить певцов с открытыми ртами, с лицами, слегка искаженными волнением и увлеченностью, которые свойственны вдохновенно поющим. Лица певцов настолько чужды всякой условности, настолько просты и индивидуальны, что кажутся портретами современников скульптора. Нежности и радости полны рельефы, изображающие девушек, которые поют и играют на псалтирях и лютнях. У их ног сидят на земле младенцы, также перебирая струны или указывая на поющих. Этот мотив вносит особенное интимное тепло в изображения. Вообще для передачи нового содержания, которое отличает искусство Луки делла Роббиа от его предшественников, для выражения простых чувств и душевной гармонии скульптор большое место в композиции рельефов отвел изображению детей. Дети встречаются в каждой сцене, причем четыре нижних рельефа посвящены им целиком. Трудно было найти лучших героев для выражения невинной радости и трогательности возносящего богу хвалу благодарного человечества.
Луке делла Роббиа не принадлежат открытия в области перспективы и анатомической правильности строения человеческого тела, которыми увлекались многие его современники. Разработка этих областей художественного творчества не могла бы помочь решению задач, волновавших его воображение. Единственное техническое новаторство Луки — использование в скульптуре глазури, известной издревле, но применявшейся в Италии только в ремесленных промыслах. Глазуровка позволяла уподобить глиняную скульптуру светоносной мраморной, способной к передаче тончайших живописных оттенков — едва заметных внешних знаков душевных движений. Но глазурованная терракота, по сравнению с мрамором, обладает рядом особенностей. Блеск ее интенсивней, цвета плотней, форма кажется наглядней во всех своих нюансах, и потому контакт образа со зрителем приобретает более непосредственный, интимный характер. Глазурованная терракота, кажется, полагает также и меру того содержания, тех чувств, которые могут быть в ней выражены. Трудно себе представить, чтобы в этой технике могли быть воплощены космическая драма Гиберти или титанические образы Донателло. Но для передачи простых человеческих переживаний: скорби, радости, нежности, благоговения, душевной чистоты — Лука делла Роббиа нашел в ней замечательную возможность выражения.
Большая и, пожалуй, лучшая часть произведений Луки выполнена в поливной терракоте. Он, вероятно, стал прибегать к этой технике уже в начале 1430-х годов. Во всяком случае, к началу следующего десятилетия Лука уже достиг в ней совершенства. Его глазуровка очень прочная и тонкая, без случайных затеков, не скрадывает ни одного нюанса формы, запечатленной в терракоте. Фигуры скульптор чаще всего делал белыми, а фоновые части голубыми; цветы и фрукты, которыми он любил украшать свои произведения, были зеленого, коричневого, фиолетового, белого, желтого и голубого цветов разных оттенков. Для нимбов, ореолов, волос и краев одежд мастер долгое время использовал золото. В терракотовых мозаиках он иногда накладывал тонкую прозрачную глазуровку поверх золочения, добиваясь особенного свечения, напоминающего византийские мозаики. В целом колорит произведений Луки отличается сдержанностью, чистотой и благородством.
К лучшим поливным терракотам Луки делла Роббиа принадлежит хранящийся в Восточном Берлине в Боде-музее так называемый люнет из Муджелло, ранее вставленный над входом в частную капеллу в районе Муджелло. Высокий рельеф этого люнета изображает на голубом фоне белые фигуры мадонны с младенцем и поклоняющихся ангелов. Ангелы исполнены искреннего благоговения. Фигура мадонны значительно крупнее остальных. Отчасти за счет этого, но в первую очередь в силу какой-то внутренней монументальности образов Марии и младенца люнет производит величественное впечатление, которое роднит его с произведениями Гиберти и Донателло и является важным отличием творчества мастера от последующего поколения скульпторов. Внутренней монументальности, величия образов Лука достигал передачей несложных, но глубоких чувств. Так, в изображении мадонны с младенцем он подчеркнул трепетную нежность, незащищенность, готовность на жертву, предвосхитив «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.
К шедеврам мастера в области поливной терракоты принадлежат также «Мадонна с младенцем среди цветов» из Национального музея во Флоренции, так называемая «Мадонна Фрескобальди» из Берлинского музея, прекрасные рельефные портреты из тех же музеев. Творческое наследие Луки делла Роббиа обширно и разнообразно. Он делал статуи и скульптурные группы, памятники и декоративные медальоны, украшал двери, потолки и полы. Достойного преемника в искусстве он нашел в своем племяннике, Андреа делла Роббиа, произведения которого отличаются еще большей мягкостью и внешней красотой, лишенной, правда, величественной простоты.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.