Грациозные фигурки мейсенского фарфора — неотъемлемая принадлежность XVIII столетия, одно из самых ярких выражений художественного стиля эпохи. Это маленькие шедевры декоративной пластики, поражающие виртуозностью исполнения. Казалось бы, столь высокое мастерство должно базироваться на прочных старых традициях, а между тем еще в начале столетия способы и рецептура изготовления фарфора были в Европе неизвестны. Фарфор как заморскую редкость привозили купцы и путешественники из Китая, где секрет этого производства держался в строжайшей тайне. С конца XVI века поиски «китайского секрета» приобретают в Европе характер настоящей мании. Своеобразным результатом этих поисков стали в XVII веке знаменитые дельфтские фаянсы, в техническом отношении не имевшие ничего общего с фарфором, но создававшие своеобразный декоративный стиль, в основе которого лежит стремление подражать формам и декоративным мотивам дальневосточного фарфора. Все попытки европейских керамистов и стеклоделов составить настоящую фарфоровую массу оканчивались неудачей. Открытие это выпало на долю человека, которого волновали не проблемы керамистов, а поиски пресловутого «философского камня».
Иоганн Фридрих Бетгер родился в семье мелкого чиновника. В 14 лет он был отдан в ученье к берлинскому аптекарю и вскоре увлекся занятиями алхимией. Алхимики (как и астрологи) продолжали еще играть довольно большую роль в европейском обществе. Они объявляли себя обладателями «арка-нума» (в переводе с латыни — «тайны») — так называемого философского камня, имевшего, по мнению людей того времени, свойство превращать любой металл в настоящее золото. Прихвастнув несуществующими успехами в своих алхимических занятиях, Бетгер привлек к себе внимание саксонского курфюрста.
Август Саксонский был одним из самых расточительных монархов своего времени, вечно нуждавшимся в деньгах. Он отдал приказ арестовать алхимика. Заключенному в крепость Бетгеру была в 1701 году устроена лаборатория для алхимических опытов и в течение нескольких лет он продолжал свои бесплодные занятия. Наверное, Бетгер так и погиб бы в заточении, если бы не его встреча с физиком, математиком и минералогом Вальтером Эренфридом Чирнгаузом. Известный ученый, заинтересовавшийся поисками состава фарфоровой массы, предложил Бетгеру заняться изучением саксонских глин. Он получил на это согласие курфюрста, убедив его в огромной выгоде, которую сулит раскрытие секрета производства фарфора. И то, что не удавалось до сих пор никому из европейских керамистов, удалось с помощью Чирнгауза Бетгеру. Чирнгауз не дожил до завершения их поисков. Через год после его смерти Бетгер добился получения красной каменной массы — керамического материала, по твердости не отличающегося от фарфора, но окрашенного в красно-коричневый цвет и не обладающего тонкостью истинного фарфора. В следующем, 1709 году Бетгер установил, что так называемая «шнорровская земля», добывавшаяся в местечке Ауэ, недалеко от Дрездена, и употреблявшаяся для пудрения париков, является не чем иным, как каолином — основной составной частью настоящего фарфора. 28 марта 1709 года считается официальной датой изобретения европейского фарфора. В этот день Бетгер передал придворной канцелярии свои записи о завершающих опытах. Полученный им фарфор ничем не отличался от китайского. По приказанию Августа Саксонского 6 июня 1710 года в Мейсене, в крепости Альбрехт-сбург, была основана фарфоровая мануфактура. Возглавивший ее Бетгер оставался руководителем мануфактуры до своей смерти.
Первые изделия бетгеровского фарфора — глазурованные белые сосуды, украшенные налепными листьями, цветами и маскаронами, либо расписанные черной краской и золотом. Формы изделий заимствовались из китайской керамики или из немецкого художественного серебра. Первым формовщиком на мануфактуре был серебряных дел мастер Ирмингер.
Параллельно с белым фарфором мейсенская мануфактура продолжала весьма интенсивно выпускать изделия из красной каменной массы, часто называемой «бетгеровской» («Чайник»). Бетгер упорно разрабатывал новые варианты этих изделий. Он создал керамические массы разных тонов: от светлого кирпично-красного до темного «железного» цвета, изобретал разнообразные способы декора — резьбу, шлифовку, полирование, травление, гравировку. Способы эти были заимствованы из техники обработки богемского стекла. Из бетгеровской массы изготовлялись сосуды, имитировавшие восточный фарфор; посуда по моделям ювелиров, статуэтки и медали. Так, маленькие статуэтки Августа Саксонского в коронационной мантии изготовлялись вплоть до 1735 года. Деятельность Бетгера была отягощена административными и особенно финансовыми трудностями. Курфюрст, требуя расширения деятельности мануфактуры, не заботился о финансировании ее оснащения. Дело дошло до того, что Бетгер, не получая денег на выплату жалованья работникам, оказался в долговой тюрьме. Он был выпущен оттуда по распоряжению курфюрста, но никаких изменений в печальном положении кассы мануфактуры и лично Бетгера не произошло. Вскоре Бетгер тяжело заболел и умер. Похоронили его без всякой торжественности. Открытие Бетгером секрета производства фарфора положило начало целой эпохе в европейском декоративном искусстве.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.