Искусство Ренато Гуттузо захватывает зрителя своей неукротимой энергией и страстью. Что бы ни изображал итальянский мастер — крестьян Калабрии, римских студентов или персонажей «Божественной комедии» Данте,— все это написано им с остросовременных позиций и проникнуто духом протеста против угнетения человека. Гуттузо родился в Сицилии, его отец был землемером, дед — крестьянином, сражавшимся в свое время в армии Гарибальди. Девятнадцатилетним юношей будущий художник приехал из Палермо в Рим с намерением посвятить себя живописи. Его творчество 30-х годов полемически противопоставлено тогдашнему официальному фашистскому искусству и экспрессивностью стиля (своим учителем Гуттузо считал Ван Гога и близких к нему мастеров), и демократизмом образов. Самое значительное его произведение тех лет — большое полотно «Извержение Этны» (1938). Композиция картины кажется рыхлой и этюдной, но ее персонажи наполнены подлинной страстью. Человеческие фигуры «извергаются» на зрителя, подобно лаве вулкана — здесь особенно наглядно проявилось характерное для всего творчества Гуттузо чувство единой материальной стихии, объединяющей человека и природу. Хотя художник показывает единичное и далекое от политики событие, экспрессивность его пластического языка превращает изображенное в символический образ, который воспринимался современниками как олицетворение разрушительных сил фашистского режима.
С наибольшей законченностью антифашистская тема воплощена в последующем большом произведении Гуттузо — картине «Распятие». Она была написана уже в годы второй мировой войны, когда художник вступил в ряды итальянской Коммунистической партии и стал активным участником движения Сопротивления. Пафос своего произведения он передал в следующих словах: «Я хотел написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену». Осовременив евангельский сюжет (в карандашном эскизе среди палачей фигурировал Гитлер, а в самой картине римские солдаты напоминают штурмовиков), Гуттузо превратил его в образ фашистского насилия над Италией. В «Распятии» ощущается влияние главного антифашистского произведения эпохи — «Герники» Пикассо (хотя итальянский мастер, естественно, далек от характерного для Пикассо универсализма образов).
В послевоенные годы после нескольких поездок в Париж Гуттузо осваивает опыт кубистической живописи. В это время он создает свои самые геометризованные и обобщенные по форме произведения (серии «Прачек», «Швей» и «Шахтеров»). Но уже в конце 40-х годов его персонажи как бы сбрасывают чуждые им абстрактные одежды и вновь обрастают живой плотью — сохранив, однако, обретенную в предыдущих исканиях конструктивную основу.
В послевоенной Италии демократический порыв движения Сопротивления находит новую жизнь в искусстве неореализма. Наступает эпоха романов Альберто Моравиа и замечательных неореалистических фильмов, вскоре с триумфом обошедших экраны всего мира. Творчество Гуттузо развивалось в сходном направлении. Его живопись была созвучна кинематографу острой социальной направленностью, народностью образов и всем художественным строем: документальностью живописного языка, «кадровостью» композиций, использованием острых ракурсов и своеобразного «монтажа» планов. При этом, в отличие от других художников-неореалистов, зачастую впадавших в эмпиричность и станковизм, Гуттузо силой своей страсти как бы трансформировал живописный неореализм в стиль XX века. Его герои, при всей своей обыденности, исполнены мощи и своеобразной почвенной силы («Рокко с сыном»). Лихорадочная напряженность формы, цвета и пространства, резкость линий, динамичность композиции — все это придавало образам художника символический и современный характер. Своеобразие искусства Гуттузо заключалось при этом именно в сплаве документальной точности и преображающего порыва.
Ведущая тема в творчестве итальянского мастера в конце 40-х и последующие годы — тема труда и классовой или национально-освободительной борьбы, открыто бунтарская и трактованная с особой энергией. Она воплощена в таких полотнах художника, как «Занятие крестьянами пустующих земель» (картину эту не случайно называли «крестьянской Марсельезой»), «Батраки Калабрии», «Серные копи», «Битва у моста Аммиральо», «Девушка, поющая «Интернационал» и т. д. Параллельно в искусстве Гуттузо раскрывается в разных аспектах тема современного города с его повседневной жизнью и неразрешимыми коллизиями, кишащим человеческим муравейником и безысходным одиночеством («Буги-вуги в Риме», «Толпа», «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме», «Дискуссия», «Человек, пересекающий площадь», «Читатель газет») .
Однако человек у Гуттузо не всегда страдающее и борющееся существо — он раскрепощается, обретает радость и гармонию в общении с природой. Этот мотив особенно ярко прозвучал в центральном полотне художника 50-х годов — знаменитом «Пляже», в котором жанровая сцена отдыха трактована как олицетворение ликующего жизненного порыва.
Хотя персонажи Гуттузо нечасто находят единение с природой, само его искусство основано на ощущении нераздельного единства человека и природы. Его образы природы столь же «демократичны», как натурные композиции, и в них так же подчеркнуто активное и волевое начало. Таковы его пейзажи Калабрии и Капри, городские виды, многочисленные натюрморты. Художник любит писать прочные ивовые корзинки, наполненные плодами крестьянского труда, оплетенные бутылки с вином, рабочие инструменты.
В поздний период в творчестве Гуттузо намечаются новые тенденции. Стремясь передать бешеный ритм современной жизни, он расширяет диапазон своих выразительных средств: использует коллаж, более свободно сочетает пространственные, а также временные планы. Одновременно он создает произведения, в которых нет изображения конкретного эпизода — на полотно как бы проецируется внутренний мир художника, его мысли об искусстве и мире, мечты и воспоминания («Автобиографическая серия», «Посещение», «Женщины, комнаты, пейзажи, предметы»).
Творческий портрет Гуттузо будет неполным, если не сказать ничего о его графике. В его живописи линия играет не меньшую роль, чем цвет, а некоторые картины (например, «Толпа») представляют собой подкрашенную графику. Подготовительные рисунки к живописным произведениям — яркая страница творчества художника, так же как его самостоятельные графические работы. Среди них наибольшую известность приобрели серия военных лет «С нами бог!», посвященная расстрелу фашистами заложников, и цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте (1959— 1961). В иллюстрациях к Данте Гуттузо сумел передать всю свою боль за человечество и надежду на его спасение. Великий поэт XIII века выглядит нашим современником, а его герои напоминают то мучеников концлагерей, то борцов Сопротивления. В графике, так же как в живописи, Гуттузо верен своему пониманию искусства как «активной материи, живой ткани связей, существующих в наше время».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.